Словарь по христианству Б БЛАГОСЛОВЕНИЕ ХЛЕБОВ

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ХЛЕБОВ

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ХЛЕБОВ (в греческом обиходе принят термин «хлебопреломление») – чин, совершаемый по Иерусалимскому уставу на всенощном бдении. Особое отношение к хлебу, пшенице, вину и елею наблюдается уже в Ветхом Завете, эти продукты составляли основу ежедневного рациона питания древних израильтян (Втор. 8:8; 11:14; 1 Пар. 12:41) и, как «начатки», полагались священникам (Втор. 18:4; Числ. 18:12; 2 Пар. 31:5), левитам, певцам и другим служителям ветхозаветного храма (Неем. 10:39; 13:5; Числ. 18:12). Типология и символика хлеба, вина и елея в христианском вероучении в полной мере проявляются в их разнообразном богослужебном употреблении. Только их разрешено приносить к алтарю. В Новом Завете словами, сходными с греческим названием благословение хлебов, обозначается таинство евхаристии (ср.: Деян. 2:46; 20:11). В апостольской церкви к нему тесно примыкал чин агапы, тем более что агапа, как и благословение хлебов, происходила во время вечерни. Это позволяет исследователям предположить, что чин благословения хлебов восходит к чину агапы (Э. фон дер Гольц; П. Соколов). В монашеской литературе IV–V вв. встречаются описания трапез, сходных, с одной стороны, с агапой, с другой – с благословением хлебов. Чины агапы и благословения хлебов близки друг к другу с точки зрения практического предназначения (оба представляют собой совместную трапезу, цель которой – утолить голод молящихся) и с точки зрения символики: оба ссылаются как на свой прообраз на чудо умножения Господом пяти хлебов (Мф. 14:13–23; Мк. 6:30–46; Лк. 9:10–17; Ин. 6:1–15). В апокрифических «Деяниях Павлы и Фёклы» во время агапы фигурируют пять караваев хлеба (то же и на раннехристианских изображениях), а молитва благословения хлебов прямо начинается со ссылки на это чудо; хлеб, благословлённый на агапе, так же как и хлеб чина благословения хлебов, получает силу исцелять болезни и ограждать от вреда. Современный чин благословения хлебов, несомненно, восходит к практике древних (V–XI вв.) палестинских монастырей, в первую очередь, лавры Саввы Освященного. Появление и развитие чина тесно связано с историей палестинского последования всенощного бдения, которое после XII в. получило широкое распространение во всей православной церкви. Хотя подробных описаний палестинского бдения старше XII в. не сохранилось, трапеза в промежутке между его основными составляющими (вечерней и утреней) упоминается уже в «Повествовании о путешествии отцов Иоанна и Софрония» (предположительно VII в.). Исследователи полагают, что чин благословения хлебов был установлен Саввой Освященным (ум. в 532 г.), который, по свидетельству Кирилла Скифопольского, стремился к совершению полноценного всенощного бдения в своём монастыре и ради этого не жалел средств на пропитание братии.

 



 
PR-CY.ru