БЛАГОСЛОВЕНИЕ ХЛЕБОВ - Страница 4

Священник знаменует одним из хлебов другого и, как правило, целует его, при произнесении слов «хлебы», «пшеницу», «вино» и «елей» указывает на них рукой; при этом для того, чтобы получалось крестное знамение, вино располагают в литийнице слева от иерея, а елей – справа. Священник читает молитву на благословение хлебов, затем следуют «Буди имя Господне...» (Пс. 112:3), трижды, и Пс. 33:1–11; священник благословляет народ с солеи, и начинается великое чтение (в современной практике, как правило, опускается), во время которого благословенные хлеб и вино должны разноситься всем молящимся (на практике вино обычно не разносится), а хлеб раздаётся позднее). После вкушения хлебов, если бдение совершалось, как и положено, ночью, предписывается полное воздержание от еды и питья до причащения. Это отмечено в Иерусалимском уставе, начиная с древнейшей редакции и вплоть до современной (иногда Типиконы уточняют, что летом, когда ночь коротка, и сами благословенные хлебы вкушаются уже после литургии). Далее следует шестопсалмие и утреня. Благословенный елей принято добавлять в пищу (Служебник предписывает использовать его для помазания на бдении). Благословенную пшеницу обычно примешивают к другим монастырским запасам ради освящения (Служебник рекомендует сеять её или молоть, там же говорится и о запрете дважды благословлять одни и те же хлебы). Благословенный хлеб упоминается и в канонических правилах: «Монахи, которые находятся под епитимией, могут вместе с остальными вкушать пищу и молиться, но принимать благословенный хлеб или катакластон могут только после исповеди». Особое благословение хлебов входит в состав пасхального бдения в Великую субботу вечером, когда после окончания литургии благословляются только хлебы и вино (елей в этот день не положен), а затем должно сразу начинаться чтение Деяний апостолов, во время которого келарь раздаёт всем «по единому укруху хлеба... и по шести смоквей, или фиников, и по единой мерней чаши вина». На практике между литургией и чтением Деяний часто бывает довольно значительный перерыв. На Западе существовали близкие к благословению хлебов обряды benedictio panis и benedicio oblata; параллели с чином благословения хлебов имеют чин благословения колива, обычаи раздачи разного рода угощений: в XI в. в Иерусалиме патриарх в Великий четверг раздавал придворным чиновникам по заамвонной молитве «оладьи, яблоки и сироп»; в Константинополе подобное бывало после литургии на начало индикта (1 сентября); в монастырях Палестины и Синая издавна существовал обычай раздавать (обычно Великим постом, и особенно в Великий четверг на Страстной седмице) хлеб, пшеницу, вино, мёд и т.п. из монастырских запасов бедным и сиротам.



 
PR-CY.ru