БУНИН Иван Алексеевич - Страница 2

И.А. Бунин вырос и воспитывался в православной семье, благодаря чему сохранил на всю жизнь уважение к церковной традиции, которую отождествлял с родиной, с причастностью к её истории. В его творчестве (особенно раннем) часто присутствуют церковные образы: «Любил я в детстве сумрак в храме, / Любил вечернею порой / Его, сияющий огнями, / Перед молящейся толпой; / Любил я Всенощное бденье, / Когда в напевах и словах / Звучит покорное смиренье / И покаяние в грехах» (1888 г.). Писатель создал много стихотворений на сюжеты Ветхого и Нового Завета («Бегство в Египет», «Гробница Рахили», «Столп огненный», несколько поэтических переложений Апокалипсиса), о святых и архипастырях («Матфей Прозорливый», «Святой Евстафий», «Кончина подвижника» и др.). В 1922 г. в эмиграции И.А. Бунин с ностальгией писал в дневнике: «Ночью вдруг думаю: исповедаться бы у какого-нибудь простого, жалкого монаха где-нибудь в глухом монастыре, под Вологдой! Затрепетать от власти его, унизиться перед ним, как перед Богом... почувствовать его как отца». Определённое представление о его взглядах на религию и их становлении даёт написанный в жанре художественной автобиографии роман «Жизнь Арсеньева»: «Когда и как приобрёл я веру в Бога, понятие о Нём, ощущение Его? Думаю, что вместе с понятием о смерти. Смерть, увы, была как-то соединена с Ним (и с лампадкой, с чёрными иконами в серебряных и вызолоченных ризах в спальне матери). Соединено с Ним было и бессмертие». И.А. Бунин понимал религию как естественную часть человеческой жизни и закон мира, как «чувство священнейшей законности возмездия, священнейшей необходимости конечного торжества добра над злом и предельной беспощадности, с которым в свой срок зло карается». Его религиозное мировоззрение было сложным и не ограничивалось православием. По мнению философа Фёдора Августовича Степуна (1884–1965 гг.), Бог в представлении И.А. Бунина «отличается от Бога Слова христианской догматики тем, что в Нём «бессмысленность» мира, в сущности, не преодолевается, но лишь обретает ту предельную глубину, которую Бунин ощущает то древним ужасом, то вечной красотой». В повести «Деревня» (1910 г.) И.А. Бунин изобразил жизнь как хаотический поток впечатлений, воспоминаний, разговоров, дел, встреч, размышлений, в который писатель вглядывается в поисках его духовного смысла. Бренности и противоречивости человеческой жизни он противопоставляет царящие в природе красоту и гармонию – отражение Божественного присутствия (стихотворения «Бог» и «Саваоф», 1908 г.). Для него весь мир есть храм («В костёле», 1889 г.), в стихотворении «Христос воскрес» (1896 г.) именно природа в пасхальное утро возвещает «огнистыми лучами зари» о Воскресении Христовом. Писатель делал попытки осмыслить жизнь через образы святых: пророка Моисея в рассказе «Смерть пророка» (1911 г.), безумного или блаженного Иоанна в рассказе «Иоанн Рыдалец» (1913 г.). Однако с бо́льшим постоянством И.А. Бунин искал оправдание жизни в тайне любви, которую воспевал как высшую ценность бытия, как то, что противостоит смерти. В стихотворении «Канун Купалы» (1903 г.) в воображаемом диалоге Христос говорит Богоматери: «И земное семя не иссякнет. / Cкосит Смерть – Любовь опять посеет. / Радуйся, Любимая! Ты будешь / Утешаться до скончания века!»

 



 
PR-CY.ru