Словарь по христианству Б БУЛЬТМАН Рудольф Карл

БУЛЬТМАН Рудольф Карл

БУЛЬТМАН Рудольф Карл (1884–1976 гг.) – немецкий лютеранский теолог, философ и историк религии. Изучал евангельскую теологию в Тюбингене, Берлине и Марбурге. Испытал влияние лютеранского теолога либерального направления Адольфа фон Гарнака (1851–1930 гг.), школы истории религий (Вильгельма Германа), диалектической теологии Карла Барта (1886–1968 гг.) и немецкого философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера (1889–1976 гг.). В 1910 г. Бультман – лиценциат теологии, в 1912–1916 гг. – приват-доцент Марбургского университета, с 1916 г. – экстраординарный профессор в Бреслау (1916–1920 гг.), Гиссене (1920–1921 гг.) и Марбурге. Вернувшись в Марбург в 1921 г., он был в течение большей части своей академической карьеры (до ухода на пенсию в 1951 г.) профессором теологии Нового Завета. В 1920 гг. Бультман выступил с позиций, близких К. Барту, критиковал либеральных теологов за то, что они брали из евангельских сказаний только моральную проповедь Иисуса Христа, игнорируя эсхатологию. В трудах этого периода он заложил основы формально-критического метода в историческом исследовании Евангелий (так называемой формально-исторической школы в религиоведении). Бультман внёс крупный вклад в исследование дописьменной стадии ранней христианской традиции Евангелий, получил известность как историк церкви благодаря своей «Истории синоптической традиции» (1921 г.). Он принимал во внимание критику новозаветных текстов, которая показала, что они включают заимствованные сказания различных народов, воспринимаются как фантастические мифы, и пришёл к скептическим выводам относительно исторической достоверности Евангелий. Уже в этой работе Бультман подчёркивал, что главная задача теологии состоит в выявлении глубинного смысла этих сказаний. В очерке «Проблемы теологической экзегезы Нового Завета» (1925 г.) говорил, что толкование текстов требует от исследователя не только исторического подхода, но и личного, жизненного отношения к затрагиваемым в них вопросам. Вслед за Мартином Келером и Карлом Бартом Бультман различал результат исторического исследования и Слово Божье, пришедшее из прошлого и обратившееся к человеку в его сегодняшнем положении, изменяющее его самопонимание. Он сформулировал положение, что христианская вера обращена не к историческому Иисусу, а к учению церкви о «событии Христа» – главном эсхатологическом деянии Бога, даровании людям спасения, Христе потустороннем. Вместе с тем о Боге можно говорить, только говоря о человеке, настоящий предмет теологии – человеческое существование, к которому обращается Бог. Опираясь на Мартина Хайдеггера, Р.К. Бультман выступил с экзистенциальной интерпретацией Нового Завета с целью освободить его непреходящее божественное содержание от мифологического языка и тем самым сделать его неуязвимым для исторической критики. Всё, что может установить историческая критика, – это то, что первые ученики Христа уверовали в воскресение. От Мартина Хайдеггера он воспринимает концепцию человеческой природы как того, что создаётся только в момент выбора, а не чего-то постоянного и статичного. По мнению Бультмана, это – именно отношение к Богу, которое проявляется в вопросе о Боге. Для развёртывания божественного содержания, по Бультману, достаточно самого факта жизни Иисуса и его насильственной смерти.

 



 
PR-CY.ru