БУЛЬТМАН Рудольф Карл - Страница 2

В 1942 г. в программном сочинении «Новый Завет и мифология» он обрисовывает проблему демифологизации новозаветного Благовестия и развивает эту идею в трудах «Теология Нового Завета» (1948, 1952 гг.), «Вера и понимание» (1952, 1965 гг.). Бультман обращается не к Священной истории и не к «тому, что было на самом деле», а к настоящему человеческой души, в котором Слово Божье (керигма) зовёт от неподлинного существования (вне веры и выбора) к подлинному (в вере, выбирая будущее), когда последним, эсхатологическим, становится каждый час. Откровение возвращает человека к его внутренней сути, к существованию как рискованному выбору. Человек – это воплощённый вопрос о Боге, в самой своей основе всегда указывает на Бога, обращён к Нему. В поисках ответа на этот вопрос человек избирает сам себя как свою возможность. Бультман назвал теологию «понятийным изложением определённой Богом экзистенции человека». Основой его богословской антропологии является тезис: «Говорить о Боге – значит говорить о человеке, говорить о человеке – значит говорить о Боге». В отличие от либеральной теологии, критика мифа у Бультмана служит не установлению подлинности исторических фактов, а подтверждению разрыва между Богом и человеком. Бультман рассматривает библейские сказания не как рассказы о подлинных событиях, но как способ трансляции человеку экзистенциального содержания и различает «миф» и «керигму». Керигма – это сущность христианского вероучения, Слово Божье к человеку, которое можно усвоить только на пути веры. Она открывает человеку возможность подлинного существования, которую он призван избрать. Для того чтобы демифологизировать Библию, выявить понимание человеческого существования, предлагаемое керигмой, необходимо найти категории для выражения структуры этого существования. Бультман убеждён в том, что такую возможность представляет хайдеггеровская экзистенциальная аналитика. Независимо от степени достоверности исторических сведений, христианин не имеет никаких гарантий своей веры. В «Теологии Нового Завета» Бультман пытался обновить паулинистское понимание человека с помощью экзистенцализма. Библейские термины «грех», «плоть», «дух» интерпретируются им в свете хайдеггеровского учения об «экзистенциалах», о выборе между подлинным и неподлинным существованием. В каждом своём повседневном решении человек способствует обретению подлинного существования или отвергает его. Соч.: Новый Завет и мифология // Вопросы философии. 1992. № 11; Иисус // Путь. 1992. № 2; Glauben und Verstchen. I–II. Tubingen, 1933–1952; Neues Testament und Mythologic. Tubingen, 1941; Offenbarung und Heilsgeschehen. Munchen, 1941; Jesus. Berlin, 1951; Theologie des NT. Tubingen, 1954; Jesus. Tubingen, 1964.



 
PR-CY.ru