Словарь по христианству Б БОЛГАРСКИЙ РАСПЕВ - Страница 2

БОЛГАРСКИЙ РАСПЕВ - Страница 2

Сравнительное исследование болгарского распева в контексте поздневизантийской и поствизантийской певческой практики показало специалистам его генетические связи с балканским славяноязычным пением, возникшим в устной традиции в период IX–XIV вв. Эта традиция вошла частично в письменную музыкальную практику в течение XV–XVI вв. Специалисты подчёркивают, что о песенной природе устного типа свидетельствуют традиционная мелизматическая мелодическая лексика (набор типизированных мелодических формул) и простые принципы комбинирования, согласно которым создаётся основная строфическая композиция с ограниченным числом мелодических моделей. На Украине и в Белоруссии балканские песнопения претерпели изменения сообразно местным певческим традициям, представив форму музыкального «экзегезиса» (развода мелодических формул), характерную и для болгарской певческой практики этого периода. Певческая школа, утвердившая практику исполнения болгарского распева в XVIII–XIX вв., существовала в 1612–1785 гг. в восточнокарпатском Манявском скиту, основанном монахом Иовом (Княгиницким). Основоположником местной певческой практики считается иеродиакон Феодосий из Путны. Центры, в которых болгарский распев был особенно популярен, находились под Киевом, Львовом, Лежайском (современная Польша), в Межигорском и Жировицком монастырях. В Болгарии распев стал известен в конце XIX – начале XX в. по русскому церковному пению, вошедшему в церковно-певческую практику Болгарской церкви. Песнопения болгарского распева распространяются по России и заносятся во многие рукописи. Между тем в Болгарии гонение греческого духовенства на болгарское пение продолжалось до самого освобождения болгар от турецкого владычества и дошло до того, что в XIX в. греки-фанариоты (от названия одного элитного константинопольского квартала) распорядились сжечь богатейшее книгохранилище тырновских патриархов, после чего исчезли все следы болгарского церковного пения. К счастью, мелодии болгарского распева сохранились в церковно-певческих книгах России. Первым обратил внимание на болгарский распев в церковно-певческих книгах России и возбудил вопрос о собрании круга болгарских песнопений известный музыкальный археолог Степан Васильевич Смоленский (1848–1909 гг.), когда он в качестве директора синодальной школы пения в Москве устраивал библиотеку старых певческих рукописей. Этим вопросом заинтересовались также в Болгарии. Болгарский синод в 1901 г. командировал в Москву к С.В. Смоленскому молодого болгарина А.Н. Николаева, раньше прошедшего курс синодальной школы пения в Москве, с целью изучения староболгарского пения по нотным изданиям и рукописям русских архивов и библиотек. Николаев рассмотрел нотные рукописи XVI, XVII и XVIII вв. в библиотеках синодального училища в Москве, Санкт-Петербргской духовной академии, придворной капеллы в Санкт-Петербурге и в соловецкой библиотеке, находившейся в Казанской духовной академии, и в 1905 г. напечатал свою работу «Старо-Българско Църковно пение», в которой собрал песнопения болгарского распева по русским рукописям XVII и XVIII в. Со времени появления этого труда открылось движение по изучению и музыкальной обработке болгарского распева. Ещё раньше, со времени освобождения болгар, в 1880 гг., одновременно со знакомством с русской литературой и искусством, в Болгарии были организованы хоры наподобие русских и перенесены туда русские церковно-певческие книги и музыкальные сочинения Дмитрия Степановича Бортнянского (1751–1825 гг.), Петра Ивановича Турчанинова (1779–1856 гг.) и Алексея Фёдоровича Львова (1798–1870 гг.), в том числе «Дева днесь» болгарского распева Д.С. Бортнянского. В дальнейшем появились многочисленные хоровые обработки болгарских напевов Александра Дмитриевича Кастальского (1856–1926 гг.), Александра Тихоновича Гречанинова (1864–1956 гг.), Павла Григорьевича Чеснокова (1877–1944 гг.), протоиерея Михаила Александровича Лисицына (род. в 1872 г.), Александра Андреевича Архангельского (1846–1924 гг.), Михаила Александровича Гольтисона (1870–1914 гг.) и других композиторов, а в 1907 г. напечатан крупный труд Николая Ивановича Компанейского (1848–1910 гг.) «Литургия св. Иоанна Златоустого болгарского распева в многоголосной обработке».



 
PR-CY.ru