Словарь по христианству Б БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО – религиозно-философское течение в среде социал-демократической российской интеллигенции (в русском марксизме) в первом десятилетии  XX в., развивавшееся с целью интеграции идей марксизма и религии; основанное на предполагаемом сходстве социалистического и христианского мировоззрений. В среде русских социал-демократов богостроительство представляли писатель, переводчик и критик Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933 гг.), философ и экономист Владимир Александрович Базаров (Руднев; 1874–1939 гг.). К движению примыкали также публицист и философ Павел Соломонович Юшкевич (1873–1945 гг.), прозаик и драматург Алексей Максимович Пешков (Максим Горький; 1868–1936 гг.) и Александр Александрович Малиновский (Богданов; 1873–1928 гг.). После поражения революции 1905–1907 гг. и среди образованных слоёв общества, и среди  народных масс усилилась тяга к религии; не избежала этой участи и атеистически настроенная группа интеллигенции. Приверженцы богостроительства не «искали» Бога как некую существующую надмировую сущность, а стремились «построить» Его из мощи коллектива (впоследствии богостроительство рассматривалось как одна из первых трактовок марксистской философии в религиозном русле). С социально-психологической точки зрения этот факт исследователи объясняют тем, что, несмотря на антиклерикальные и атеистические идеи, которые на уровне идеологии тесно увязывались у этой группы интеллигенции с социалистическим учением, рассматривающим церковь как оплот ненавистного самодержавия, её ментальность оставалась религиозной. Такого рода «стихийная» религиозность прорывалась наружу, особенно в критические исторические моменты, что проявлялось в попытках придать марксизму и социализму религиозные черты. Стремясь соединить религиозную и социалистическую идеи, сторонники богостроительства объясняли это желанием сделать социалистические идеалы более понятными простому народу. Социализм представлялся им очередной религией (у А.В. Луначарского, например, пятой после иудаизма, христианства, ислама и пантеизма), где место сакральных объектов занимали понятия «народ», «космос», «труд», «коллектив», «техника», «творчество» и т.п. Согласно богостроительству, сутью религии являются преодоление контраста между законами общества и законами природы, между идеалом и действительностью, а также соответствующие ценностные ориентации и основанные на них мировосприятие и мышление. Бог, вера, чудо и т.п. оказываются у них идеями, организующими социальные чувства. К тезису о необходимости синкретизации социализма и религии представители движения пришли различными путями, но их объединяла (в большинстве своём) позиция относительно синхронизации материализма и эмпириокритицизма. В основе богостроительства лежал синтез социально-экономического учения Карла Маркса (1818–1883 гг.), теории познания австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838–1916 гг.) и философии «второго позитивизма» (эмпириокритицизма): идея «чистого опыта» швейцарского философа-идеалиста Рихарда Авенариуса (1843–1896 гг.) и понятия индивидуально и коллективно организованного опыта А.А. Богданова. Несмотря на распространённое в советской историографии отождествление богостроительство исключительно с идеями Э. Маха, богостроители в обосновании своих убеждений указывали на вольтеровскую интерпретацию религии как необходимого социального регулятора, на «новое христианство» социалиста-утописта Анри Сен-Симона (1760–1825 гг.), а также на примеры обоснования радикальных идеологий народных масс религиозными концепциями (раннее христианство, маздакизм, ересь альбигойцев и богомилов). Исходя из постулата Э. Маха о субъективности категорий фундаментальной науки, представители богостроительства обосновывали ошибочность предположения об универсальности научного подхода, утверждая, что социалистическое учение требует объяснения не поддающихся всецело научному познанию проблемных вопросов, в первую очередь, проблем смерти и потустороннего мира. Интерпретируя религию в качестве созидательной деятельности человечества, данное течение поставило своей задачей создание новой (пролетарской) религии.

 



 
PR-CY.ru