БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО - Страница 2

Значительная часть богостроителей признавала существование Бога и отдельные постулаты христианской религии, однако доминирующей в движении была идея обожествления прогресса, коллектива или общества в целом, необходимая для приведения в соответствие идеала и реальности. В основе любой идеологии богостроительство видело мироощущение, которое в определённой степени содержит религию, которая объединяла общество в эмоциональном порыве, особом состоянии экзальтации по отношению к «святыне», подразумевая под последней Бога или его субститут. Данное положение сближало это философское течение с позитивистами и младогегельянцами, в частности, с «позитивной религией» французского философа Огюста Конта (1798–1857 гг.) и «религией человечества» немецкого философа Людвига Фейербаха (1804–1872 гг.). Как самостоятельное движение богостроительство оформилось в дискуссиях с идеалистами-богоискателями (впоследствии богостроители вели наиболее ожесточённую полемику не с марксистами-атеистами, а именно с «религиозными» декадентами). В 1908–1910 гг. они развернули активную кампанию в печати по ознакомлению русского революционного движения со своими идеями: А.В. Луначарский издаёт двухтомник «Религия и социализм» (1908), В.А. Базаров – статьи «Богоискательство и богостроительство» (в кн.: Вершины, кн. 1, 1909) и «Мистицизм и реализм нашего времени» (сб. «Очерки по философии марксизма», 1908). Выпущенный в 1908 г. А.В. Луначарским, А.А. Богдановым, В.А. Базаровым и Максимом Горьким сборник «Очерки философии коллективизма» вызвал резкое неприятие со стороны создателя Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) Владимира Ильича Ульянова (Ленина; 1870–1924 гг.), указавшего на элементы махизма в русском богостроительстве, на стремление «реанимировать или сочинить религию». С критикой также выступил и теоретик и пропагандист марксизма Георгий Валентинович Плеханов (1856–1918 гг.). Негативные отзывы В.И. Ленина («О фракции сторонников отзовизма и богостроительства», Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19) и Г.В. Плеханова («О так называемых религиозных исканиях в России», Соч., т. 17) нашли своё отражение в осуждении богостроительства как «… течения, порывающего с основами марксизма…» на совещании расширенной редакции большевистской газеты «Пролетарий». По существу это было заседание избранного на V съезде РСДРП Большевистского центра при участии делегатов от местных организаций (8–17 июня 1909 г.). В августе-декабре 1909 г. богостроители при поддержке Максима Горького содержали на острове Капри фракционную школу (Каприйскую школу) для рабочих,  названную В.И. Лениным «литераторским центром богостроительства». После её закрытия группа эмигрантов (членов РСДРП, близких к богостроительству) приняли платформу «Современное положение и задачи партии» (в противовес ленинской резолюции «О современном моменте и задачах партии»), предложенную А.А. Богдановым, исключённым из партии после совещания редакции «Пролетария». 28 декабря 1909 г. резолюция совместно с извещением об образовании группы (формально «литературной организации») «Вперёд» была отправлена в ЦК РСДРП. Создание группы «Вперёд» было результатом сближения богостроителей и главных левацких групп в среде русской социал-демократии – отзовистов и ультиматистов, объединившихся на общей платформе неприятия легальных или полулегальных средств революционной борьбы, бойкота выборов в Думу, синкретизации религии, науки и марксизма, создания новой пролетарской культуры, развития пролетарской науки и пролетарской философии. После фактического прекращения существования группы «Вперёд» в 1913 г. бывшие богостроители в большинстве своём отказались от неокантианских и махистских устремлений. Однако существование такого движения предопределило последующие эксперименты в идеологии левого христианского социализма и отдельные попытки религиозного трактования российского коммунизма. К 1914 г. (началу Первой мировой войны) богостроительство в качестве идейного течения фактически прекратило своё существование. Отдельные его идеи и понятия возникают в среде социал-демократической («левой») интеллигенции в начале 1990 гг. Этой группой интеллигенции также делались попытки соединить социализм с религией, в частности, с православием. В современном мире некоторые идеи, близкие к богостроительству, продолжает развивать трансгуманизм. Его идеи получили отражение и в современной научной фантастике, например, в романах «Гиперион» и «Хранитель времени». См. также ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И РЕЛИГИЯ, БОГОИСКАТЕЛЬСТВО.



 
PR-CY.ru