Словарь по христианству Б БОГДАШЕВСКИЙ Дмитрий Иванович

БОГДАШЕВСКИЙ Дмитрий Иванович

БОГДАШЕВСКИЙ Дмитрий Иванович (1861–1933 гг.) – духовный писатель, протоиерей, архиепископ Каневский, викарий Киевской епархии. Родился в с. Завидов Волынской губернии, в семье священника, окончил Мелецкое духовное училище (1876 г.), Волынскую духовную семинарию (1882 г.), богословское отделение Киевской духовной академии (1886 г.) со степенью кандидата богословия; оставлен в академии для приготовления к профессорскому званию. В 1885–1887 гг. в «Волынских Епархиальных Ведомостях» опубликовал первые работы: «Учение о пастырстве в поучениях и посланиях русских митрополитов и епископов XII–XIV вв.» и «Разбор древних и новейших мнений, противных учению о Промысле Божием». В 1887 г. был назначен исполняющим должность доцента по кафедре истории древней и новой философии Киевской духовной академии. Степени магистра богословия удостоен за диссертацию «Лжеучения, обличаемые в первом послании св. апостола Иоанна», а вскоре стал доцентом Киевской духовной академии. В 1897 г. был переведён с кафедры истории философии на кафедру Священного Писания Нового Завета, а с 1902 г. был экстраординарным профессором. В 1904 г. был удостоен степени доктора богословия за сочинение «Послания апостола Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование», с 1905 г. занимал должность сверхштатного ординарного профессора Киевской духовной академии, с 1907 г. – должность штатного ординарного профессора по кафедре Священного Писания Нового Завета, с 1909 г. – инспектор Киевской духовной академии. В 1909 г. овдовел. С 1910 г. являлся главным редактором «Трудов Киевской Духовной Академии». В 1910 г. рукоположен во диакона, затем во пресвитера, вскоре возведён в сан протоиерея. В 1912 г. в связи с 25-летием научной деятельности был удостоен звания заслуженного ординарного профессора Киевской духовной академии. 24 сентября 1913 г. в Антониевой пещере Киево-Печерской лавры митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) пострижен в монашество с именем Василий. В том же году возведён в сан архимандрита. 29 июля 1914 г. назначен ректором Киевской духовной академии и настоятелем Киевского Братского в честь Богоявления Господня монастыря. Состоял членом Комиссии по научному изданию славянской Библии. 6 августа 1914 г. в Софийском соборе Киева был хиротонисан во епископа Каневского, викария Киевской епархии. В том же году был избран почётным членом Московской духовной академии, в 1915 г. – почётным членом Петроградской и Казанской академий. С 1914 г. являлся товарищем (помощником) председателя Киевского религиозно-просветительского общества. После Февральской революции 1917 г. епископ Василий от лица профессоров и преподавателей Киевской духовной академии направил на имя главы Временного правительства князя Г.Е. Львова поздравительную телеграмму, от себя лично – приветствие новому обер-прокурору Синода В.Н. Львову. Несмотря на изменения в духе революционного времени, происходившие в Киевской духовной академии в то время (разрешение преподавания ряда предметов и написания диссертаций на украинском языке, обсуждение проекта открытия богословских курсов для женщин), возглавляемая епископом Василием академия в своей деятельности ориентировалась на политику Временного правительства России и демонстрировала неприятие украинизаторских проектов Центральной рады и её сепаратистского курса. Из-за тяжёлого материального положения было прекращено издание «Трудов Киевской Духовной Академии»; в сентябре 1917 г. вышел последний выпуск, где были опубликованы статья епископа Василия «Неповреждённость четвёртого Евангелия» и его перевод с латыни творения виднейшего представителя западной патристики Августина Блаженного (354–430 гг.) «Две книги Евангельских вопросов». После Октябрьской революции 1917 г. Киевская духовная академия была вынуждена искать компромисс с Центральной Радой, и Василий обратился в Генеральный секретариат Украины с просьбой о государственном финансировании академии. В это время был принят ряд мер по её украинизации, и Василий просил Синод Русской православной церкви дать благословение на открытие трёх новых кафедр: истории Украины, украинского языка и украинской литературы; планировалось также открыть кафедру западнорусского права.

 



 
PR-CY.ru