Словарь по христианству Б БЛОНДЕЛЬ Морис

БЛОНДЕЛЬ Морис

БЛОНДЕЛЬ Морис (1861–1949 гг.) – французский католический философ, создатель «философии действия», ученик французского философа, представителя интуитивизма и «философии жизни» Анри Бергсона (1859–1941 гг.). Учился в университете Дижона, затем в Эколь Нормаль; преподавал философию в лицеях Шомона, Монтобана, в университетах Лилля и Экс-ан-Прованса (в 1896–1927 гг.). В своих исканиях (кроме А. Бергсона) опирался на идеи французского религиозного философа Блеза Паскаля (1623–1662 гг.), нидерландского философа-рационалиста Бенедикта Спинозы (1632–1677 гг.), немецкого философа-идеалиста Готфрида Вильгельма Лейбница (1646–1716 гг.), немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 гг.), критика сенсуализма Мен де Бирана (1766–1824 гг.); наряду с Альфредом Луази (1857–1940 гг.), Эженом Ле Руа (1836–1907 гг.) и др. стал одним из видных представителей французского католического модернизма и спиритуализма. Получил известность после выхода в свет докторской диссертации «Действие» («L,Action», 1893), впоследствии переработанной в 2-томное произведение (опубликовано в 1950 г.). Книга вызвала оживлённую дискуссию: католики обвиняли автора в рационализации христианства, в превращении христианского учения в философию, а светские философы – в том, что он, соединяя философию с религией, придал философии иррационалистический характер и подчинил её религии. Работа была внесена Ватиканом в список запрещённых книг, а университетская общественность в течение нескольких лет отказывала автору в праве преподавать философию. В создаваемой концепции, которую он называл «философией действия», Блондель, отвечая на критику и защищая свою концепцию, модифицировал и углублял её отдельные положения, стремясь примирить томизм с августианством, а также с традицией средневековой мистики. Результатом многолетних творческих усилий было издание трилогии, в которой содержались основные идеи нового течения в католической философии. Блондель подверг критике неотомизм за отождествление разума только с абстрактно-рассудочным мышлением, а также за подчёркивание превосходства разума по отношению к воле и чувствам, проводил идею синтеза имманентного и трансцендентного, характерную для католического модернизма того времени. Критикуя неотомизм с его «теологическим рационализмом», Блондель пришёл к выводу, что в деятельности человека осуществляется реальная связь естественного и сверхъестественного. При этом он считал, что только единство разума и веры может восстановить целостность философии: отвергал как крайний рационализм, для которого нет иного источника истины, кроме разума, так и откровенный фидеизм, признающий главенство веры в познавательном процессе. Блондель считал, что разум необходимо понимать расширительно, исходя из того, что разум – это не низшая форма познания, ограничивающаяся логическими операциями; он охватывает также все чувства и эмоции, более того – саму религиозную веру. Для разума мир явлений и мир высших ценностей не могут быть разобщены, разум и вера – два инструмента одной и той же истины. В сердце человека  он обнаруживает сверхъестественную потребность: человек воодушевляется целями, отличными от природных, а его действие осуществляется в точке соединения естественного и сверхъестественного, имманентного и трансцендентного. Поэтому философия, занимаясь изучением человека как специфического единства бытия, действия и мышления, не может быть закрытой самодостаточной системой; она вынуждена идти на союз с верой, поскольку одной вере дано достичь сверхъестественное. Действие благодаря присущему ему динамизму заставляет человека преодолевать границы собственного «Я» и приводит его к признанию высшего существа, в единении с которым человек черпает свою внутреннюю силу. Действуя, человек включается в общемировой опыт и стремится слиться с Абсолютом.

 



 
PR-CY.ru