БЛОНДЕЛЬ Морис - Страница 2

Единство бытия, действия и сознания – главная тема «философии действия» Блонделя. Бытие и мышление в ней подчинены «действию» как всеобщей категории. С точки зрения Блонделя, всеобщий динамизм действия в мире сотворённого бытия порождён божественной мыслью, следовательно, христианство должно быть истолковано как динамичное учение, способствующее включению человека в активное освоением мира. Критикуя и одновременно соединяя томизм с августинианством, Блондель стремился создать такую католическую философско-теологическую систему, которая представляла бы собой интегральную доктрину всей деятельности, отличалась бы универсальностью и конкретностью, охватывала бы все реальные переживания человека – чувства, стремления, акты воли. По его убеждению, подлинным назначением современной католической философии («философии действия») должно быть познание предпосылок и внутренней логики человеческого действия, объяснение целостного отношения человека как к природной и социальной действительности, так и трансцендентному. Свою динамическую онтологию Блондель строил на положении «существовать – значит действовать», поскольку действие, по его убеждению, составляет сущность человеческого бытия. Понятие действия в его трактовке обнаруживает свою близость к той совокупности идей, которая в экзистенциализме трактуется как существование. Блондель стремится показать, что никакая идея о человеке не дает исчерпывающего знания о том, что он такое. Мышление – факт космический, оно не возникает внезапно, «из ничего», а составляет часть Вселенной и неотделимо от неё. Всеобщий динамизм, который, согласно Блонделю, пронизывает и природу, и историю, порождён божественной мыслью, являющейся внутренней причиной развития, источником противоречивости вещей и началом, полагающим цель эволюции мироздания. В сфере органической природы божественная мысль проявляет себя в форме жизненного порыва (как его понимал А. Бергсон), а с появлением человека он становится порывом спиритуальным. Критикуя с христианских позиций буржуазную цивилизацию, Блондель предлагает религиозно-нравственный путь её преобразования. «Философия действия», отвергавшая как разновидность осуждённого в начале XX в. официальным католицизмом модернизма, с конца 1950 гг. стал более благожелательно восприниматься церковной иерархией благодаря её стремлению дополнить «философию бытия» (неотомизм) «философией сознания» (экзистенциализм, феноменология, персонализм). Другой причиной восприятия церковью многих идей «философии действия» стало то, что Блондель намного раньше других католических философов выдвинул такие актуальные проблемы, как деятельная природа человека, отношение человека к своему бытию, смысл человеческой жизни. Философия Блонделя оказала влияние на священника-иезуита, одного из создателей теории ноосферы Пьера Тейяра де Шардена (1881–1955 гг.); иезуита, представителя «новой теологии» Анри де Любака (1889–991 гг.); католического теолога и священника, иезуита Ганса Урса фон Бальтазара (1905–1988 гг.); одного из лидеров католического обновления второй половины XX в. Карла Ранера (1904–1984 гг.).



 
PR-CY.ru