БОГОСЛОВИЕ - Страница 30

Платон составил также несколько катехизисов, в частности, катехизис для священнослужителей. В богословских взглядах митрополита Платона и архимандрита Макария ещё заметно (отчасти) влияние протестантских источников. Сочинение епископа Тихона Задонского (1724–1783 гг.) «Об истинном христианстве» отводит много места общедоступному выяснению догматов веры, а его «Наставление о собственных каждого христианина должностях» стало первым в России опытом отдельного систематического изложения нравственного богословия. В Киеве с 1752 г. вместо Аристотеля уже читают Баумейстера, а в Москве знакомят студентов с Фрэнсисом Бэконом, Рене Декартом, Лейбницем и Вольфом. Преподавание латинского, греческого и еврейского языков, а из новых – немецкого и французского даёт возможность знакомиться как с источниками наук и добытыми уже результатами, так и с новыми явлениями в научной области (это знакомство для богословов было необходимо по обстоятельствам времени). Увлечение русского общества новыми либеральными идеями французской энциклопедической философии при Екатерине II (1762–1796 гг.) и развитие мистицизма при императоре Александре I (1801–1825 гг.) давали чувствительный повод для опровержения ложных учений и разъяснения православной религиозной истины. Мистическое направление особенно значительно отразилось на церковных отношениях, богословских взглядах и на судьбе русской церковной науки в первой половине XIX в. История Библейского общества и перевод Библии на русский язык ясно показывает, что между русскими богословами и церковными деятелями существовала значительная разница во взглядах. Как прежде около Стефана Яворского и Феофана Прокоповича, теперь также обозначилось два направления: членов Библейского общества и их противников, упорных консерваторов, которые из боязни мистицизма и религиозного индифферентизма стали гонителями разума и всякой науки вообще, думая таким образом охранять веру и православие. Характерным представителем этого направления был известный и в своём роде знаменитый архимандрит Новгородского Юрьевского монастыря Фотий. Но теперь к борьбе богословских направлений примешалась политика: за Фотием стоял Аракчеев. Победителем, в конце концов, оказался Фотий, а между побеждёнными оказался и знаменитый из русских иерархов XIX в. московский митрополит Филарет. Результаты этой победы не могли, конечно, оживить юную русскую богословскую науку: появились боязнь за православие и правоверие и опасение, как бы не выразить мнения, которое может быть заподозрено в каком-нибудь отступлении от господствующих взглядов. Многие вопросы стали невозможными для обсуждения, и свобода богословской мысли, и прежде весьма ограниченная, теперь была стеснена до крайности. Тем не менее, духовные академии, к этому времени уже успевшие хорошо определить свои задачи и выработать круг научных вопросов, приобрели традиции и имели среди преподавателей людей, близко знакомых с богатой западной наукой, могли и при неблагоприятных обстоятельствах развивать научную деятельность. К началу XIX в. относится большой и малый катехизисы, составленные митрополитом Филаретом и одобренные Священным Синодом. В последующих изданиях большого катехизиса исправлены места об источниках православного вероучения и некоторые другие, возбудившие в своей прежней редакции подозрение в протестантской тенденции. Окончательное вытеснение латыни из преподавания богословия относится к концу царствования Александра I. Устав академий и семинарий 1814 г. и ранее изданный конспект догматических наук (1812 г.) стремились направить русскую богословскую науку на путь самостоятельного развития. Ту же цель преследовали правила относительно преподавания семинарских наук, изданные Священным Синодом в 1840 г. Под влиянием этого появились «Догматическое изложение учения веры православной церкви» П.М. Терновского (М., 1828, 1839 и 1844 гг.) и «Догматическое богословие православной кафолической восточной церкви, с присовокуплением общего введения в курс богословских наук» архимандрита Антония (Киев, 1848 г.).

 



 
PR-CY.ru