Словарь по христианству Б БЛАГОСЛАВ Ян

БЛАГОСЛАВ Ян

БЛАГОСЛАВ Ян, псевдоним Arierix (1523–1571 гг.) – выдающийся чешский писатель, принадлежавший к общине чешских братьев. Родился в Пржерове (в Моравии), 17-летним юношей в Виттебнерге слушал проповеди инициатора Реформации Мартина Лютера (1483–1546 гг.), познакомился с евангелическим реформатором Филиппом Меланхтоном (1497–1560 гг.), был священником братства и заведовал его архивом. До 1546 г., когда этот архив сгорел, Благослав продолжал собирать и записывать материалы для истории общины. Затем побывал в Кенигсберге и Базеле и в 1550 г. возвратился в Простев; здесь он стал учителем местной школы. Из Простеева Благослав был послан в Болеславль помогать писать историю братства. В Болеславле он стал вначале диаконом, а затем священником и принял деятельное участие в делах братства. К этому же времени (1551–1552 гг.) относится его «Братская история», где Благослав пытается доказать божественное происхождение общины (особенно удачны у него характеристики исторических лиц). Её первая часть в рукописи хранится в Праге и в Сыракове, вторая в моравском архиве, в Праге и Руднице. В 1555 и 1557 гг. Благослав принимал участие в посольствах к эрцгерцогу Максимилиану (в 1564–1576 гг. – император Священной Римской империи), кандидатуру которого на польский престол поддерживала община, ожидая от него, при его симпатиях к протестантизму, больших льгот в пользу общины, но это путешествие (и три более поздние) не принесли никакой пользы. На братском синоде в 1557 г. в Слезанах, где была проведена новая организация общины и отвергнуто слияние общины с лютеранами, Благослав был избран в епископы, а через год на него была возложена важная должность «писаря» (канцлера) общины. В 1558 г. он перенёс свою резиденцию в Эванчицы (Иванчицы, в Моравии), ставшие просветительским центром общины. Здесь Благослав окончил редакцию канционала, вверенную ему и епископам Яну Чёрному и Адаму Штурму еще в 1555 г. Это выдающееся произведение, в котором впервые применена к чешскому языку метрическая просодия, известно под названием «Канционала Шамопульского» (по месту печатания). Украшением канционала, заключавшего в себе 744 песни, служили 69 духовных песен самого Благослава, по большей части оригинальных. Ему же принадлежит небольшое, но очень содержательное сочинение «Musika to jest Knižka zpèvakům naležité zprávy v sobe zavirajici», в котором Благослав стоит на высоте современных ему латинских и немецких сочинений по теории музыки, превосходя их ясностью и систематичностью изложения и проведением некоторых новых воззрений. Особенно ценны для исследователей два прибавления 1569 г., заключающие в себе «Некоторые указания тем, кто хочет хорошо петь» и «Наставления, необходимые тем, кто хочет сочинять песни». В 1562 г. Благослав основал в Эванчицах тайную типографию. В 1561 г. он принялся за перевод Нового Завета, который был издан 1565 г. (второе издание тоже в Эванчицах 1568 г.); этот перевод вышёл также в состав Кралицкой Библии 1593, 1596 и 1601 гг. Благослав ездил также в Магдебург, где написал «Vypsání cesty k Flaciovi Illyricovi do Magdeburka, 1556». Этот Иллирик жил тогда в Магдебурге и доказывал, что братья берут своё начало от вальденсов, против чего восставал Благослав.

 



 
PR-CY.ru