Словарь по христианству Б БИЧУЮЩИЕСЯ, флагелланты

БИЧУЮЩИЕСЯ, флагелланты

БИЧУЮЩИЕСЯ, флагелланты (от лат. flagello – бичую, хлещу) – так назывались в XIII, XIV и XV вв. странствующие по всей Италии, Германии и Франции религиозные общества, которые публичными бичеваниями думали снискать себе отпущение грехов. В подражание истязаниям Иисуса Христа бичевание в качестве добровольного покаяния или церковного наказания появилось уже рано в монастырях. Как средство наказания для клириков и монахов (позже и для мирян) оно практиковалось в Западной церкви с её первых времён, было внесено в устав св. Бенедикта Нурсийского (480–543 гг.) и почти всех монашеских орденов (позже его широко применяла инквизиция). Наряду с этим бичевание являлось средством покаяния и аскетического упражнения и в качестве такового получило особое развитие в среде итальянских отшельников X–XI вв., выработавших целую систему покаяния, соединявшую чтение определённого числа псалмов с определённым количеством ударов. Защитником этой системы был деятель Григорианской реформы Пётр Дамиани (1007–1072 гг.), который рекомендовал это средство как особенно спасительное. Она быстро распространилась не только в монашеских, но и в светских кругах. Во времена больших общих несчастий бичевание как средство умилостивления Бога применялось и в гораздо более обширных размерах. Уже один из самых знаменитых францисканцев – Антоний Падуанский (1195–1231 гг.) – так подействовал своими проповедями, что народ стал собираться толпами, которые с песнями, взаимно бичуя себя, обходили сёла и города. В 1260 г. в Италии (когда она была потрясена войнами гвельфов и гибеллинов) началось первое стихийное движение бичующихся. Под влиянием бедствий и смут, а также проповеди и примера отшельников, может быть, и иоахимизма (учения Иоахима Флорского, изложенного как комментарий на Апокалипсис), в Перуджии начались процессии бичующихся (её жителей призывал к публичным бичеваниям доминиканский монах Райнер). Везде начали собираться толпы мужчин и женщин всех возрастов и сословий, которые со священником во главе, с зажжёнными свечами, крестом и хоругвями стали с песнями «хвалы» (laudes) Иисусу Христу и Деве Марии ходить из одного места в другое, бичуя себя по обнажённым спинам и призывая всех к миру и покаянию. Из Перуджии они пошли в другие города. Движение быстро распространилось по всей Северной Италии, возбуждая общее сочувствие. Многие толпы в 1261 г. перешли Альпы и нашли и здесь в народе массу подражателей. В процессиях принимали участие духовенство и светские власти; число участников доходило до 20 тыс. Прекращались распри, освобождались заключённые, возвращались изгнанные (бичующиеся не были допущены только во владения короля Манфреда). Затем движение перекинулось в Германию, где, по-видимому, приняло более организованный характер, но натолкнулось на энергичный отпор духовных и светских властей. Духовенство стало опасаться за возможность нарушения ими церковных порядков, а светская власть тоже сочла необходимым восстать против этих неспокойных полчищ, требовавших милостыню, часто насильно. Эти соединённые усилия сумели подавить всё развивавшееся движение, и оно быстро заглохло. Однако в 1334 г. в Северной Италии снова началось движение бичующихся, под предводительством францисканца Вентурина из Бергамо оно направилось в Рим, но быстро прекратилось. Новое, более сильное движение возникло в связи  с чумой («чёрной смертью») 1347–1348 гг., которая появилась сначала в Венгрии, затем прошла через всю Европу. Для её предотвращения бичующиеся опять в огромном количестве появились повсюду. Начавшись в Северной Италии, движение опять перешло в Германию, где, главным образом, и развилось. Здесь в нём проявился оттенок протеста против церкви. Но движение стало более организованным: желающие творить покаяние образуют братства, вступая в которые, исповедуются и клянутся в безусловном повиновении главе братства. Тысячными толпами переходили бичующиеся с места на место в виде торжественных процессий, при звуках псалмов покаяния. Они ходили попарно, в белых одеждах с красными крестами и два раза ежедневно бичевали себя до крови с пением «laudes», заимствованным из Италии.

 



 
PR-CY.ru