БИЧУЮЩИЕСЯ, флагелланты - Страница 2

После каждого бичевания читалось письмо Христово, которое якобы принёс ангел с неба и положил на алтарь св. Петра в Иерусалиме. В этом письме выражался гнев Божий на всё христианство за те бесчисленные грехи человечества, которые им совершены со смерти Иисуса Христа, папа и клир объявлялись отпавшими от истинной церкви и предсказывался близкий конец мира. Только просьбы Пресвятой Богородицы и ангелов охраняли ещё мир от уничтожения. Покаяние продолжалось 33 с половиной дня (по числу лет Христа). В это время бичующиеся не мылись и не переодевались, не просили пищи и приюта, не могли принимать милостыню. Движение возбудило опасения: во Францию бичующихся не пустили, а папа Климент VI (1342–1352 гг.) буллой от 20 октября 1349 г. осудил их. Однако братства остались, сделались тайными. Бичующиеся создали себе особую организацию и, смешавшись отчасти с бегардами, заняли всё более и более угрожающее авторитету церкви положение. В братствах особенно развилась эсхатология и апокалиптика, появились и некоторые догматические отклонения. В 1369 г. против них были приняты энергичные меры (но борьба продолжалась ещё и в XV в.). В 1399 г. в Северной Италии и Провансе началось новое движение бичующихся, так называемых Белых (Blachi, Albati), также на основании апокалиптических ожиданий, вызванных разными бедствиями. Оно последовало за испанским проповедником Винченцо Феррером и стихло только после его смерти в 1417 г. В XVI и XVII вв. устраиваются процессии бичующихся под влиянием иезуитов, вводивших этот вид покаяния в устраиваемых ими братствах. Во Франции в таких процессиях принимал участие король Генрих III Валуа (1574–1589 гг.), но Генрих IV Бурбон (1589–1610 гг.) запретил их (однако увлечение бичеванием сохранилось и в XVIII в.). В Германии в XVII в. по поводу процессий с бичеванием разгорелась ожесточённая полемика между иезуитами и протестантскими богословами. Иезуиты ввели бичевание вместе с распространением христианства в колониях, где оно часто принимало изуверские формы. В Италии движение оставило след в виде быстро распространившихся братств бичующихся (disciplinati, battuti). Они организовались по образцу уже существовавших раньше благочинных братств – laudesi и др., может быть, иногда даже просто примыкая к ним. От них они усвоили задачи благочестивой жизни, благотворительности и взаимопомощи, главным образом, в виде помощи больным и участия в их погребении. Их специальной целью было воспоминание страданий Христа, и в память об этом их самобичевание, совершалось в определённые дни по определённому, довольно своеобразному ритуалу, почти всегда сопровождаемому пением «laudes». Самобичевание происходило в доме братства или в церкви, на общем собрании членов; в определённые дни устраивались процессии по улицам и церквам. Особенно почитались страстные четверг и пятница; «laudes», исполнявшиеся в эти дни, постепенно приняли драматическую форму и превратились в «devotions», сыгравшие важную роль в развитии мистерий. Итальянские братства бичующихся находились в полном согласии с церковью; иногда они становились под руководство одного из нищенствующих орденов. Бичующиеся устраивали госпитали, и многие из них существовали ещё в XIX в. Целый ряд мер преследования бичующихся, предпринятый церковью, положил этому конец; особенно строгими были постановления Констанцкого собора (1414–1418 гг.). Как средство покаяния самобичевание в Тюрингии продержались до XV в., во многих местах не совсем исчезло и сегодня. Лит.: Фёрстеманн (Förstemann), «Die christl. Geisslergesellschaften» (Галле, 1828); Шнееганс (Schneegans), «Die Geissler, namentlich die Geisselfahrt nach Strassburg 1349» (Лейпциг, 1840). См. также Флагелланты.



 
PR-CY.ru