Словарь по христианству Б БЕРДНИКОВ Илья Степанович

БЕРДНИКОВ Илья Степанович

БЕРДНИКОВ Илья Степанович (1841–1914 гг.) – канонист, профессор Казанской духовной академии. Сын сельского причетника Вятской епархии. В 1860 г. окончил Вятскую духовную семинарию, в 1864 г. – Казанскую духовную академию (первым магистром), оставлен при академии в звании бакалавра по кафедре каноники и литургики вместо ушедшего А.С. Павлова. Знал французский, греческий, арабский, татарский, монгольский и калмыцкий языки. Возведён в звание экстраординарного профессора 3 мая 1869 г. Помимо церковного права Бердников с 4 октября 1871 по 18 марта 1872 г. преподавал в Казанской духовной академии литургику. С 1871 по 1876 гг. и в 1877/78 учебном году читал курс церковного права в Казанском императорском университете. 7 июня 1881 г. защитил диссертацию на тему «Государственное положение религии в Римско-византийской империи. Том 1: Государственное положение религии в Римской империи (до Константина Великого)» на степень доктора богословия (утверждён Святейшим Синодом 25 ноября 1881 г.). Значительная часть диссертации Бердникова отводилась исследованию происхождения, фактического и правового положения государственной религии в Римской империи до Рождества Христова, участия римской религии в государственных делах, обязательности для римского гражданина исповедания государственного культа. Последняя глава посвящена церкви Христовой как самостоятельному, не зависящему от государства религиозному обществу и положению христианства в Римской империи до Константина Великого. Бердников усматривал социально-правовое различие в характере, статусе и положении римской языческой религии и христианства в том, что римский государственный культ «не нёс в себе задатков к самостоятельному существованию помимо государства». Церковь же Христова, напротив, с первых веков христианства явилась в мир как самостоятельное общество, по своему происхождению, средствам, задачам, внутренним законам и управлению не зависящее от государства. Он писал, что церковь зависит от государства только по своему внешнему положению в нём, в остальном же достигает своей цели самостоятельно, без помощи светской власти, что и доказали уже первые три века христианства. В 1881 и 1910 гг. Бердников направлялся в Санкт-Петербург в качестве члена комиссии для пересмотра академического устава. 8 декабря 1881 г. он был избран ординарным профессором Казанской духовной академии и утверждён в этом звании Святейшим Синодом 15 февраля 1882 г. В 1882 г. Бердников по поручению Академии Наук составил рецензию на сочинение М.И. Горчакова «О тайне супружества: Происхождение, историко-юридическое значение и каноническое достоинство 50-й главы печатной Кормчей книги», представленное на соискание Уваровской премии. Рецензия была отмечена золотой медалью Академии Наук (21 сентября 1883 г.). Бердников являлся членом Совета Казанской духовной академии, членом Правления, помощником ректора по церковно-практическому отделению, безвозмездно исполнял поручения Совета Казанской духовной академии. Так, с 1886 г. вместе с П.В. Знаменским и Н.Я. Беляевым Бердников входил в редакционный комитет по изданию «Православного собеседника» и «Известий по Казанской епархии» (до 1 января 1896). 7 апреля 1885 г. он был утверждён в звании ординарного профессора Казанского университета по кафедре церковного права. В 1888 г. опубликовал «Краткий курс церковного права Православной Греко-Российской Церкви с указанием главнейших особенностей католического и протестантского церковного права», принесший ему международную известность. 15 марта 1889 г. по представлению Совета Казанской духовной академии был утверждён в звании заслуженного ординарного профессора (по выслуге 25 лет). С 1895 г. был оставлен в университете сверхштатным ординарным профессором. С 11 по 19 ноября 1905 г. Бердников вместе с другими разрабатывал мероприятия по восстановлению академического порядка в совещании, проходившем под председательством обер-прокурора А.Д. Оболенского. Работал над предложениями Казанской духовной академии, представленными в Святейший Синод 10 января 1906 г., по изменениям в действующем уставе 1884 г., предоставлявшим духовным академиям существенные свободы во внутреннем управлении.

 



 
PR-CY.ru