БАРОККО - Страница 2

В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. В Италии (на родине барокко) отдельные его предпосылки и приёмы проявились в XVI в. в станковой и декоративной живописи Корреджо (Антонио Аллегри, 1494–1534 гг.), проникнутом демократическим бунтарством творчестве Караваджо (Микеланджело Меризи, около 1571–1610 гг.), постройках Джакомо Виньолы; 1507–1573 гг. (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джованни Джамболоньи (1529–1628 гг.). Пышные и яркие памятники римского барокко оказали решающее влияние на архитектуру XVII в. Наиболее законченное и яркое воплощение стиль барокко нашёл в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора Лоренцо Бернини (1598–1680 гг.), архитектора Франческо Борромини (1599–1667 гг.), живописца Пьетро да Кортоны (1596–1669 гг.). Позднее итальянское барокко эволюционировало к фантастичности построек Гварино Гварини (1624–1683 гг.), бравурности живописи Сальваторе Розы (1615–1673 гг.) и Алессандро Маньяско (1667–1749 гг.), головокружительной лёгкости росписей Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770 гг.). Свидетельством постоянного обращения к творческому наследию Античности является колоннада Лувра. Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерландской буржуазной революцией 1566–1602 гг., внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические и подчас народные начала (живопись Питера Пауля Рубенса, 1577–1640 гг.; Антониса ван Дейка, 1599–1641 гг.; Якоба Йорданса; 1593–1678 гг.). В Испании в XVII в. некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре школы Хуана Баутиста де Эрреры (1530–1597 гг.), в реалистической живописи Хосе де Риберы (1591–1652 гг.) и Франциско де Сурбарана (1598–1664 г.), скульптуре Хуана Мартинеса Монтаньеса (1568–1649 гг.). В XVIII в. в постройках круга Хосе Бенито де Чурригеры (1665–1725 гг.) формы барокко достигали необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в «ультрабарокко» стран Латинской Америки). В Англии Иниго Джонс (1573–1652 гг.) находится под влиянием архитектурных принципов Андреа Палладио (1508–1580 гг.), сэру Кристоферу Рену (1632–1723 гг.) при строительстве собора св. Павла в Лондоне удаётся совместить классическую строгость и барочный порыв.

 



 
PR-CY.ru