БАРОККО - Страница 3

Стиль барокко получил своеобразное истолкование и в Австрии, где он сочетался с тенденциями рококо (архитекторы Иоганн Лукас Хильдебрандт, 1668–1745 гг.; живописец Франц Антон Маульберч, 1724–1796 гг.; Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах, 1693–1742 гг.), и абсолютистских, опустошённых войнами государствах Германии (архитекторы и скульпторы Бальтазар Нёйман, 1687–1753 гг.; Андреас Шлютер, 1662–1714 гг.; Маттиус Даниэль Пёппельман, 1662–1736 гг.; братья Азам: Космас Дамиан, 1686–1739 гг., и Эгид Квирин, 1696–1750 гг.; семья архитекторов Динценхофер: Иоганн, 1663–1726 гг., и Килиан Игнац, 1689–1751 гг., работавших также в Чехии), в Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Литве. Во Франции, где ведущим стилем в XVII в. стал классицизм, барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма оба направления слились в единый помпезный так называемый большой стиль (убранство залов Версаля, живопись Шарля Лебрена, 1619–1690 гг.). Понятие «барокко» иногда неправомерно распространяется на всю художественную культуру XVII в., в том числе на явления, далёкие от барокко по содержанию и стилю (например, нарышкинское барокко, или «московское барокко», в русском зодчестве конца XVII в.). Во многих странах Европы в XVII в. сложились и яркие национальные реалистические школы, опиравшиеся как на приёмы караваджизма, так и на местные художественные традиции реализма. Они наиболее ярко выразились в неповторимо своеобразном творчестве великих мастеров (Диего Веласкеса (1599–1660 гг.) в Испании, Франса Халса (1581/1585–1666 гг.), Яна Вермера Делфтского (1632–1775 гг.), Хармеса Ван Рейна Рембрандта (1606–1669 гг.) в Голландии и др.), принципиально отличном, а порой и сознательно противопоставленном художественным концепциям барокко. В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (архитекторы Михаил Григорьевич Земцов, 1688–1743 гг.; Варфоломей Варфоломеевич Растрелли, 1700–1771 гг.; Дмитрий Васильевич Ухтомский, 1719–1774 гг.; Савва Иванович Чевакинский, 1709/1713–1772/1780 гг.). Изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптура Бартоломео Карло Растрелли (1675–1744 гг.) и др.). Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В первой половине XVIII в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770 гг. повсеместно вытесняется классицизмом.



 
PR-CY.ru