БЕЛЛИНИ Джентиле - Страница 2

Они изображали свой город, его пейзаж, обитателей, обычаи подробно, влюблённо и поэтично. В 1479–1480 Джентиле Беллини посетил Константинополь по приглашению турецкого султана Мехмета II (1432–1481 гг.), также наградившего его рыцарским титулом. Джентиле написал там портрет султана, который свидетельствует, что, достигнув больших успехов в изображении природы и городских видов, он ещё очень условен в изображении человека: обладая большими декоративными качествами, портрет Мехмета II, вместе с тем, архаичен по исполнению и лишён выразительности. Тем не менее, ряд превосходных портретных изображений в этих композициях свидетельствует о даровании Беллини-портретиста, что подтверждают и немногие дошедшие до нас портретные работы: «Лоренцо Джустиниан» (1465 г., Венеция, галереи Академии), «Султан Мехмет II» (около 1480 г., Лондон, Национальная галерея). В дошедшем до наших дней живописном наследии Джентиле Беллини центральное место занимают четыре композиции, относящиеся к характерному для Венеции жанру монументальных многофигурных сцен на историческую тему. Три из них – «Процессия на площади Сан Марко» (1496 г.), «Чудо с крестом у моста Сан Лоренцо» (1500 г.) и «Чудесное исцеление Пьетро де Людовичи» (1501 г., все – Венеция, галереи Академии) – входят в цикл История реликвии, написанной группой венецианских мастеров для религиозно-филантропического братства скуола Гранде ди Сан Джованни Евангелиста и посвященных событиям, связанным с принадлежащим братству чудотворным крестом; четвертая – «Проповедь св. Марка в Александрии» (1507 г., Милан, галерея Брера), предназначенная для братства скуола Гранде ди Сан Марко, закончена его братом – Джованни Беллини (1430–1516 гг.). В относящихся к позднему периоду деятельности Джентиле Беллини работах созданный им жанр монументальной исторической композиции предстает в своем классическом виде. Художник уподобляется автору исторической хроники, изображая легендарное или реальное событие со скрупулезно переданными подробностями обстановки, облика зданий и площадей, типажа и костюмов, множеством житейских деталей. И в то же время изображенные события предстают у него как исторически значительные. Джентиле Беллини создал целое направление в венецианской живописи последних десятилетий XV – начала XVI в., оказал большое влияние на современников, работавших в жанре исторической картины, в частности, на своего ученика Витторе Карпаччо.



 
PR-CY.ru