БЕЛЛИНИ Джентиле

БЕЛЛИНИ Джентиле (1429–1507 гг.) – итальянский живописец, мастер венецианской школы, старший сын и ученик Якопо Беллини (1400–1470 гг.). Он был художником повествовательных композиций, действие которых развёртывается на фоне пейзажа и городских видов, которые представляют собой изображение современной ему Венеции и предвосхищают жанр ведутты, представляющий собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа. Так, в картине «Процессия тела Христова» (1496–1506 гг.; Венеция, Академия) шествие движется по площади перед собором св. Марка, причём художник со скрупулёзной тщательностью изображает детали архитектуры собора и виднеющегося справа Дворца дожей, а также костюмы многочисленных участников процессии. Композиции Джентиле Беллини торжественны, прекрасно скомпонованы, обилие фигур и деталей не создает в них тесноты; напротив, в них есть величавая широта пространства, ясность и строгость ритма. Огромную роль в них играет архитектура – реальные или вымышленные здания, создающие величественный фон событий, вносящие в композиции торжественность и строгую упорядоченность. Его несколько суховатую живописную манеру отличают чеканность и твердость рисунка, строгое благородство красочной гаммы, обилие легкого света и прозрачность теней. Джентиле Беллини испытал влияние Андреа Мантеньи (1431–1506 гг.) с его возможностью иллюзорного решения росписи. В 1469 г. он получил рыцарский титул от германского императора Фридриха III (1440–1493 гг.), а в 1474 г. занял пост официального живописца Венецианской республики и получил поручение возглавить работу над обширным циклом монументальных живописных панно на исторические темы в зале Большого совета Дворца дожей (не сохранились). Венеция к этому времени выработала свой стиль, черпая отовсюду, тяготея к красочности, к романтической живописности. Вкус к фантастическому, цветистому, однако, умерялся и упорядочивался духом деловитой трезвости, реальным взглядом на жизнь, свойственным венецианским купцам. Из всего, что впитала Венеция, из нитей Запада и Востока она соткала свой Ренессанс, свою чисто светскую, протобуржуазную культуру, которая, в конечном счёте, сблизилась с исканиями итальянских гуманистов. Именно тогда стали появляться картины Джентиле Беллини, Чима да Конельяно (1459–1517/1518 гг.), Витторе Карпаччо (1455/1465–1526 гг.), Антонелло да Мессина (около 1430–1479 гг.), увлекательно живописующие быт Венеции по канве религиозных легенд.

 



 
PR-CY.ru