БЕЛЛАРМИНО Роберто Франческо Ромоло

БЕЛЛАРМИНО Роберто Франческо Ромоло (1542–1621 гг.) – итальянский теолог, знаменитый римско-католический писатель, видный католический апологет эпохи Контрреформации. Родился в Монтепульчано в Тоскании, был племянником папы Марцелла II (9–30 апреля 1555 г.), в 1560 г. вступил в орден иезуитов. Изучал философию и теологию в Риме, Флоренции и Падуе. В 1569 г. отправился в Лувен, где учился под руководством католического богослова Михаила Байюса (1513–1589 гг.), затем был профессором Лувенского университета (1570–1576 гг.). В 1579 г. возвратился в Рим и стал профессором полемического богословия в Collegium Romanum; в 1592 г. назначен ректором этого заведения. В 1589 г. Беллармино в качестве богословского адъютанта папского легата отправился во Францию. Как раз в это время был умерщвлён Генрих III Валуа (1574–1589 гг.), и Беллармино в Париже Генрихом IV Бурбоном (1589–1610 гг.) был заключен в тюрьму и подвергнут голоданию. После его возвращения папой уже был Климент VIII (1592–1605 гг.), у которого Беллармино пользовался высоким благоволением, быстро поднимаясь по иерархической лестнице, переходя от одного сана к другому: с 1599 г. он – кардинал, в 1602 г. назначен архиепископом Капуи и даже выдвигался на папский престол, но решительно уклонился от этой чести. Вскоре Беллармино сложил с себя и достоинство архиепископа. Он руководил следствием и осуждением философа и поэта Джордано Бруно (1548–1600 гг.), а в 1616 г. выступил инициатором запрета учения выдающегося польского астронома, создателя гелиоцентрической системы Николая Коперника (1473–1543 гг.), соприкасался с делом итальянского физика и астронома, философа и математика Галилео Галилея (1564–1642 гг.). Он даже имел смелость объявить клеветой легенду, будто Галилей перед ним отрёкся от своих взглядов. Беллармино прославился как решительный критик протестантизма, систематизатор традиционной католической доктрины, особенно учения о церкви и папской власти. Выпущенное при папе Клименте VIII в свет в 1590 г. в качестве аутентичного текста издание Библии (Вульгаты) по настоянию Беллармино было подвергнуто новому пересмотру. В подготовленном папой Сикстом V (1585–1590 гг.) издании он произвел до трёх тысяч изменений (это издание вышло в 1592 г. с его предисловием). Главным сочинением Беллармино (результатом его трудов в римской коллегии) были «Disputationes de Controversiis Christianae Fidei adversus hujus temporis haereticos» («Рассуждения о спорных вопросах христианской веры против еретиков нашего времени»; 1581–1593 гг.). В области догматики оно занимает такое же место, что и «Анналы» историка римско-католической церкви Барония (1538–1607 гг.) в области истории (это был плод тех великих усилий, которые римская церковь делала в конце XVI в. для самоопределения и самозащиты против Реформации). Даже немецкий лютеранский библеист и теолог, основоположник текстологии Нового Завета Иоганн Альбрехт Бенгель (1687–1752 гг.) говорил, что в этом сочинении содержится много основательного материала против общих врагов христианства, хотя в борьбе с лютеранами не отличается суровостью. Давая обстоятельный комментарий к тридентскому вероисповеданию (принятое на Тридентском соборе в 1545–1563 гг.), Беллармино излагает учение о слове Божьем, о Христе и папе, о соборах и церкви (о воинствующей церкви, о церкви в чистилище и о торжествующей церкви).

 



 
PR-CY.ru