БЕЛЛАРМИНО Роберто Франческо Ромоло - Страница 2

В отделе о воинствующей церкви он даёт знаменитое определение: «По нашему мнению, единая и истинная церковь есть союз людей, связанный исповеданием одной и той же христианской веры и общением в одних и тех же таинствах, под руководством законных вождей и особенно единого наместника Христова на земле». Определение поясняется следующим сравнением: «Церковь именно есть соединение людей, столь видимое и осязательное, как королевство Франция или республика Венеция». Беллармино писал о таинствах, рассматривал учение о благодати, свободной воле, оправдании и добрых делах. Особого внимания исследователей привлекают пять книг, трактующие о папстве. Во введении Беллармино объявляет ограниченную монархию лучшей формой правления (так же, как и Лев XIII (1878–1903 гг.) в своей энциклике о христианском укладе государств). Отсюда автор делает вывод, что и для церкви лучшая форма правления – монархия, признает (но только в теории), что и папа может быть еретиком, хотя тут же присоединяет, что впавший в ересь папа вообще перестает быть папой. В отношении к светской власти папы Беллармино выражает мнение, что хотя папа jure divino (по божественному праву) не обладает светской властью, поскольку светская власть в церковном государстве есть только jure humano (по человеческому праву). За  это высказывание сочинение Беллармино было занесено Сикстом V в Индекс запрещённых книг, хотя после его смерти опять было исключено из него. Правда, Беллармино пояснял, что папа может, ради спасения подданных, низложить государя, как поступил папа Пий V (1566–1572 гг.) в отношении Елизаветы Английской (1558–1603 гг.), и вообще вмешиваться и в другие гражданские дела. Он вообще отстаивал то положение, что государи имеют свою власть от избрания народа, но это избрание, однако, должно совершаться с согласия и под руководством папы. Сочинение Беллармино нашло много прямых и косвенных противников среди лютеран. Знаменитый лютеранский богослов Мартин Хемниц (1522–1586 гг.) составил против него свой «Разбор Тридентского собора», а известный голландский филолог Иоганн Гергард (1577–1649 гг.) – «Исследование ортодоксии Беллармино» и большую часть своих «Loci». В последний период жизни Беллармино не раз выступал защитником папства в церковно-политических столкновениях той эпохи. Английский король Иаков I Стюарт (1603–1625 гг.) после «порохового заговора» в 1605 г. стал теснить католиков и потребовал от них присяги на верность в форме, затрагивающей папу. Католики обратились к папе Павлу V (1605–1621 гг.), который признал присягу недопустимой. Беллармино написал также «Tractatus de potestate summi pontificis in rebus temporalibus» («Трактат о власти верховного первосвященника в мирских делах»), в котором очень резко выражал уже ранее высказанные им взгляды на власть пап, утверждая, что папа не имеет прямой власти в мирских делах. Он не разделял теорий о двух мечах Петра, но всё же считал, что косвенно папа является высшим авторитетом и в миру. Беллармино писал, что папа не имеет права низлагать государей, даже если есть для этого поводы. Но если спасение душ потребует от него взять власть у одних и передать ее другим, он не должен с этим медлить. Обе его книги о папской власти были запрещены во Франции. Беллармино канонизирован в 1930 г., причислен к Учителям церкви в 1931 г. День памяти – 13 мая. Автобиография Беллармино, напечатанная в 1761 г. в Ферраре, издана Делдингером в Бонне в 1887 г. Новейшее издание его сочинений появилось в Париже в 1870–1874 гг. Некоторые из сочинений Беллармино переведены на русский язык: Наука благополучно умирать, М., 1783; Лествица умственного восхождения к Богу по степеням созданных вещей, М., 1786 и 1845; О воздыхании голубицы или О пользе слез, М., 1795 и 1842; О вечном блаженстве святых, СПб., 1784; Руководство к Богопознанию, М., 1783; О седми изречениях от Христа на кресте просвещённых, 1795 и 1832.



 
PR-CY.ru