БЛОХ Эрнст - Страница 4

С его точки зрения, для воплощения лучшего в человеке для истории необходимы индивиды, способные активно действовать в пространстве становящегося. По Блоху, лишь часть людей живет и действует в «Теперь», остальные же (в Германии в середине 1930 гг. – крестьянство, разоряющиеся государственные служащие и т.п.) лишь внешне в нем присутствуют, исконно принадлежа своим образом действий временному пласту «Раньше» и идеалам «готического» образа жизни, «нордической чести» и т.д. Данная «теория неодновременности», эксплицировавшая процессы самоидентификации этносоциальных групп, объясняла механизмы глухого неприятия немцами Веймарской республики дня сегодняшнего, ту «застывшую ярость», которая и привела фашистов к власти. По мнению Блоха, «субъективный фактор есть потенция, не замкнутая эволюционным процессом, объективный фактор есть также незамкнутая потенциальность мировых мутаций в рамках его законов, которые в новых условиях меняются, но не перестают быть законами». Человек становится соразмерен масштабам того, что должно стать, лишь конституируясь как адекватная этим процессам тотальность собственных внешних и внутренних условий и их определений. «Только действующий и познающий человек может построить из подвижных конструкций дом и родину, т.е. то, что древние утописты называли «царством человека». Марксизм, согласно Блоху, – воплощенный «акт надежды», соединяющий конкретную «теорию-практику» с «объективно-реальной возможностью» эволюции мира. Подлинная философия, по его мнению, таким образом, являет собой «систему теоретического мессианизма» и «руководство» для «пророков» и «провозвестников будущего»: «...философия будет обладать совестью завтрашнего дня, партийностью будущего, знанием надежды – или она не будет обладать никаким знанием». Религия у него – не только продукт отчуждения и самоотчуждения человека, но и ожидание «нового неба» и «новой земли». «Теократическое» пространство, по его мнению, элиминирует человека из процесса порыва к новому, «еретическое» же оспаривает существующий порядок вещей, взывая к Новому. «Коммунистическая космология» Блоха постулирует достижимость, реальность воплощения Бога в грядущем мире – мире, где мышление тождественно бытию, где, тем самым, преодолевается ограниченность природы человека, и он становится бессмертным. Известная «дуга Блоха» («мир – утопия») постулировала главную идею его философского учения: непрерывную устремленность человека к обретению возможной Родины в контексте процессуальной трансформации окружающего мира. Программным средством такого движения Блох полагал «воинствующий оптимизм» – активное отношение к нерешенному, но решаемому посредством труда и конкретных действий будущему (согласно Марксу, с помощью воинствующего оптимизма нельзя осуществить абстрактные идеалы, но зато можно освободить задавленные элементы нового, более человечного общества, т.е. конкретный идеал). По мысли Блоха, для воинствующего оптимизма не существует иного места, кроме того, которое открывает категория «фронт» или «передовая линия истории» – «мало еще осмысленный передний край бытия подвижной, утопически открытой материи». Несмотря на то, что Блоха нередко именовали «философом Октябрьской революции» (он воспринял как «скандал» успешный социалистический переворот в России, а не в Германии), он уже в 1918 г. обозначил Ленина как «красного царя» и «Чингис-хана». Согласно Блоху, «революция по Ленину» неизбежно вернет Россию к ее самодержавному прошлому. На протяжении всей своей жизни он отстаивал идею множественности потенциально возможных моделей социализма, будучи убежденным в том, что советский опыт ни в коем случае не может выступать как эталон. Источник: История философии. Энциклопедия. Минск, 2002.



 
PR-CY.ru