БЕНЕВЕНТАНСКИЙ ОБРЯД - Страница 2

Нотация, используемая в Антифонарии как для мессы, так и для оффиция, соответствует древней римской и отличается от григорианской. Беневентанское пение в отличие от григорианского не имело системы осмогласия. Мелос беневентанских песнопений характеризуется небольшим амбитусом (четыре – пять ступеней), частой повторяемостью музыкальных фраз и каденций, преобладанием поступенного движения, подвижностью и отсутствием жёсткой зависимости от словесного текста. Всем песнопениям, независимо от их литургической функции и жанра, свойствен орнаментальный стиль. Исследователи отмечают как воздействия на Беневентанский обряд со стороны других ранних литургических традиций (римского, амвросианского, галликанского, византийского обрядов), так и следы его влияния на часть из них, что свидетельствует об их параллельном развитии. По мнению исследователей, для Беневентанского обряда было характерно сохранение архаических римских литургических особенностей (прежде всего, относящихся к предпасхальному периоду церковного года), вышедших из употребления в Риме уже в VII в. Среди таких особенностей исследователи отмечают отсутствие в Градуале мессы «Omnes gentes» («Все народы») в ряду воскресений после Пятидесятницы, а также назначение в некоторые дни трёх литургических чтений на мессе. В целом чин воскресений после Пятидесятницы соответствует чину, содержащемуся в Лекционарии (Comes) из Вюрцбурга, структура которого восходит к догригорианской практике. Григорианская традиция церковного пения повлияла на беневентанскую не позднее начала IX в.: с этого времени встречаются местные службы, мелос песнопений которых составлен по римским образцам. В песнопениях, которые содержатся в Миссалах и Градуалах XI–XII вв., пересеклись три певческие традиции: старая беневентанская (до IX в.), римская григорианская и подражающая ей южноиталийская, синхронная этим памятникам. О взаимовлияниях с галликанским обрядом свидетельствует, например, сходство молитвы praefatio мессы на Рождество Христово в беневентанском Миссале X в. с аналогичной молитвой в галликанской традиции. Сохранились рукописи, содержащие песнопения с беневентанской нотацией, надписанные как «амвросианские» (cantus ambrosianus). Хотя из сообщения о запрещении папой Стефаном X (ум. в 1058 г.) «амвросианского пения» в Монте-Кассино следует, что в этом регионе и в эту эпоху «амвросианским» могли называть всякое пение, отличное от римского, исследователи находят в этих рукописях амвросианские (а также византийские) элементы. Характерные для миланской традиции обозначения интроита и оффертория («ingressa» и «offerenda») засвидетельствованы и в памятниках Беневентанского обряда. Схожей с амвросианской является и беневентанская схема воскресных евангельских чтений. Влияние византийского обряда имело место, как полагают исследователи, в VI–VIII вв. (в этот же период византийские песнопения появились и в пасхальной вечерне старого римского обряда), проявилось в наличии в беневентанских рукописях антифонов на поклонение Кресту в Великую пятницу на латинском и греческом языках, которые являются заимствованиями из византийского обряда (например, «O quando in cruce confixerant» – тропарь второго гласа на девятом часе Великой пятницы).



 
PR-CY.ru