БЕЗДНА

БЕЗДНА – библейское понятие, имеющее в зависимости от контекста разные смысловые оттенки. Основным его значением в Ветхом Завете является «мировой океан» или «подземное собрание вод», из которого берут начало реки и источники. В этом качестве бездна сближается по смыслу с «водой, которая под твердью» из повествования книги Бытия о сотворении мира (Быт. 1:7). В ряде случаев бездна используется как понятие, параллельное «воде» или «водам» (Быт. 1:2; Иов. 38:30; Иез. 31:4; Иона 2:6; Авв. 3:10; Пс. 76:17) и «морю» (Ис. 51:10; Пс. 105:9; 134:6; Иов 28:14; 38:16), при этом особенно подчёркивается глубина водного пространства (Пс. 70:20; 106:26; ср.: Ис. 51:10; Иона 2:3–6). О бездне как о подземных водах особенно ярко говорится в повествовании о всемирном потопе (Быт. 7611 и 8:2), где есть сопоставление «источников великой бездны» с «небесными окнами» (ср. Втор. 33:13; Ис. 44:27; Иез. 31:4, 15). Иногда бездна описывается как грозная хаотическая сила, укрощаемая Богом (Пс. 76:17 и Ис. 51:10). Но воды бездны могут быть и даром и благословением Божьим (Быт. 49:25; Втор. 33:13; Пс. 77:15). При всём своём устрашающем и подавляющем величии бездна всегда находится во власти и под контролем Творца, который распоряжается ею по своей воле: так, в молитве иудейского царя Манассии есть упоминание о том, что Господь запер и запечатал бездну Своим «страшным и славным именем» (2 Пар. 36). В аккадской (ассиро-вавилонской) традиции Вавилон мыслился построенным на «вратах бездны (аккад. – Апсу)», где бездна – это воды Хаоса, предшествовавшего творению. Вавилонская космология называет Апсу мужским началом, «первейшим зачинателем» наряду с «всепорождающей женской праформой» Тиамат, когда они «свои воды воедино смешали» («Энума Элиш»). В четвёртом поколении богов появляется Эа (шумер. Энки), будущий владыка Апсу. Движение молодых богов внутри чрева Тиамат приводит к нарушению царящего там безмолвия и покоя: они «взбаламутили её чрево, своим весельем они омрачили (будни) Небесных Покоев, их крик не приглушал (даже) Апсу». Апсу это движение так «опостылело», что он предлагает Тиамат погубить молодых богов. Однако всеведущий Эа разгадывает его планы и проливает Дремоту на «блаженно уснувшего» Апсу и усыпляет его. Связав его, он предаёт Апсу смерти. Над ним Эа размещает свои божественные покои, которым присваивается имя Апсу, определив их как святилище. Именно в этом «святилище судеб и чертоге предначертаний» будет зачат будущий верховный бог Мардук, впоследствии победитель Тиамат. Этимологически еврейское понятие возводится к аккадскому – море. Это подтверждается отчасти тем, что в одном из вавилонских ритуальных текстов эпохи Селевкидов говорится о переносе символики Бездны-Апсу на море, а символики моря – на богиню Преисподней Эрешкигаль. В шумерском языке бездна понимается, во-первых, как космологическая реальность нижнего мира вселенной, хранилище подземных вод. Шумерская преисподняя располагалась еще ниже бездны, поэтому для достижения подземного мира было необходимо пересечь реку (аккад. Хубур, шумер. Ид-Луругу), которая могла иногда отождествляться с Абзу.

 



 
PR-CY.ru