«АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ»

«АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ» – раннехристианский апокриф. Попытку реконструкции текста не дошедшего до нас оригинала предпринял Ж.М. Приёр, проанализировавший все его позднейшие переработки. Появление «Андрея деяний» исследователи относят ко второй половине II в. (вероятнее, около 150 г.); место их создания остаётся предметом дискуссий: это может быть как Греция – место мученической кончины апостола Андрея, так и Малая Азия, Сирия или Египет. В III в. «Андрея деяния» наряду с деяниями апостолов Петра, Павла, Иоанна и Фомы были включены в так называемый Корпус Левкия. Впервые о них среди других неканонических текстов упоминает в первой четверти IV в. Евсевий Кесарийский; Епифаний Кипрский, обличая еретический характер этого сочинения, приписывает его апотактитам (апостоликам) или оригенистам. Латинские писатели конца IV – начала V вв. Брешианский епископ Филастрий, Августин Блаженный и Еводий Узальский считали «Андрея деяния» связанными с манихеями (об их популярности в этой среде свидетельствуют папирусные отрывки из так называемой Манихейской псалтири III в., однако манихейское происхождение «Андрея деяний» исследователи считают сомнительным). Один из эпизодов деяний упомянут в Послании Псевдо-Тита (V в.), автор которого принадлежал к секте присциллиан. Несомненный апокрифический характер «Андрея деяний» подтверждён в декрете папы Геласия I, где они названы «сочинением еретиков и схизматиков». Последним из греческих авторов о них упоминает во второй половине IX в. Константинопольский патриарх Фотий, считающий их, как и весь «Корпус Левкия», «бездарными, нелепыми и противоречивыми». Первоначальный текст «Андрея деяний» содержал, по свидетельству Филастрия, описания деяний апостола Андрея, «совершённые им по пути из Понта в Грецию». Оригинал реконструируется, прежде всего, на основании Книги о чудесах апостола Андрея Григория Турского (около 591–592 гг.), а также коптского папирусного отрывка IV в. и позднейших обработок заключительной части текста – армянского Мученичества апостола Андрея VI–VII вв., греческого Жития апостола Андрея Епифания Монаха (первая половина IX в.) и греческих Патрских деяний, сохранившихся в нескольких редакциях. Кроме того, переработанные отрывки из «Андрея деяний» вошли в состав других греческих текстов. Согласно реконструкциям текста «Андрея деяний», свою проповедь апостол Андрей начинает на южном берегу Чёрного моря, двигаясь через Понт и Вифинию на запад. Из-за присоединения к итинерарию «Андрея деяний» другого апокрифического сказания, «Деяний Андрея и Матфия» в городе людоедов, из текста Григория Турского исследователям неясно, где начинается путешествие апостола Андрея, и где он совершает первое чудо – исцеление слепого. В Амасии он воскрешает раба-египтянина у знатного горожанина Деметрия и избавляет юношу Сострата от ложных обвинений; в Синопе изгоняет беса, вошедшего в сына некоего Гратина; в Никее прогоняет семь бесов, которые жили среди гробниц и побивали камнями прохожих; этих же бесов он побеждает вторично в Никомидии, воскресив растерзанного ими (в обличье псов) юношу. Затем апостол Андрей, укрощая бурю, переправляется в Византий (будущий Константинополь), поражает при помощи ангела толпу вооружённых разбойников во Фракии и чудесно уплывает из Перинфа в Македонию. В Филиппах апостол предотвращает брак между двоюродными братом и сестрой (этот эпизод описывается в Послании Псевдо-Тита), спасает юношу Эксоя, с которым отправляется в Фессалонику. Там он исцеляет сына горожанина Карпиана и бесноватого юношу, а затем возвращается в Филиппы, чтобы вылечить сына некоего Медия.

 



 
PR-CY.ru