«АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ» - Страница 2

После ряда чудес апостола Андрея приводят на допрос к проконсулу Вирину; затем он убивает змия и видит во сне Христа с апостолами Петром и Иоанном. Наконец, апостол Андрей отправляется в Ахайю, где обращает ко Христу сначала проконсула Лесбия, а затем (совершив ряд чудес и исцелений в Патрах, Коринфе и Мегаре) жену проконсула Эгеата Максимиллу и его брата Стратокла, за что проконсул заключает апостола в тюрьму и затем распинает на кресте. Богословские воззрения, отражённые в «Андрея деяниях», проанализированы Ж.М. Приёром. Согласно «Андрея деяниям», родственный Богу элемент («душа», «дух», «ум», «человек») оказался заключён в тело и подчинён злым началам – «времени», «движению», «множественности», «бытию»; сам человек не осознавал это состояние из-за действия враждебных демонических сил. Возможность выйти из него он получил лишь после Откровения, которое позволило ему осознать своё божественное происхождение и господство над собой злых сил. Откровение происходит через чудеса и проповедь апостолов. Апостол Андрей, «посвящённый в майевтику и мантику», своими деяниями пробуждает в людях самосознание и укрепляет его до достижения духовной зрелости. После получения Откровения ученики апостола Андрея изгоняют из своей жизни всё, что «вне», телесное и мирское, и устремляются к духовному и божественному, в частности, они (как и энкратиты) отказываются от плотских сношений, целью их жизни становится подражание мученичеству учителя. Община учеников («братья») получает от апостола Андрея «печать», оберегающую их от злых сил. Блаженство достигается уже на земле с принятием спасительного знания и освобождением от греха путём аскезы, но лишь после смерти оно достигает полноты, когда душа воссоединяется со своим источником, пребывая в покое и созерцании Бога. Бог предстаёт в «Андрея деяниях» неведомым Богом, откровение о Котором несёт апостол Андрей, и он становится источником открываемого апостолом Андреем знания. Бог близок к уверовавшим в Него и заботится о них. Понятие «спасение во Христе» не встречается в «Андрея деяниях». Земная жизнь Христа, Его крестная смерть и Пришествие не являются предметом апостольской проповеди. Эпитеты Бога: «Господь», «Бог», «Иисус» (эти слова являются в тексте полными синонимами; выражение «Сын Божий» отсутствует вовсе), «Владыка», «Нерождённый», «Свет», «Жизнь», «Отец», «Брат», «Величие», «Наднебесный», «Милующий», «Милостивый», «Спасающий», «Лучший», «Прекрасный», «Справедливый», «Единый». В тексте «Андрея деяний» исследователи видят влияние гностицизма, платонизма, неопифагорейства и стоицизма; при этом Ж.М. Приёр не считает возможным отнести это произведение к какой-либо определённой философской или религиозной среде. На многочисленных примерах он показывает, что древнейший текст деяний носил не гностическую, как предполагалось раньше, а, скорее, энкратитскую окраску с возможным неоплатоническим влиянием. Наряду с «Андрея деяниями» как на греческой, так и на восточной почве возникли и другие апокрифические сказания о проповеди апостола Андрея, носящие по большей части фантастический оттенок. Самое широкое распространение в различных редакциях получили «Андрея и Матфия деяния» (связь их с «Андрея деяниями» остаётся предметом дискуссий), по содержанию их продолжают «Петра и Андрея деяния». Большинство других апокрифических деяний Андрея (за исключением «Деяний Андрея и Варфоломея») сохранилось только на восточных языках (коптском, арабском, эфиопском): «Андрея и Филимона деяния», «Павла и Андрея деяния», Мученичество Андрея у курдов.



 
PR-CY.ru