АФРИКАН, ТЕРЕНТИЙ, МАКСИМ, ПОМПИЙ (ПУПЛИЙ), ЗИНОН, АЛЕКСАНДР, ФЕОДОР - Страница 2

Под 28 октября Житие мучеников встречается в Синаксаре Константинопольской церкви X в., в поздних списках Типикона Великой церкви 1063 и 1323 гг., в отдельных синаксарях и в греческой печатной Минее (Венеция, 1592 г.). О почитании Африканских мучеников на Руси свидетельствует их упоминание в рукописях конца XI – начала XII вв.: память под 10 апреля в месяцеслове Мстиславова Евангелия (Апракос Мстислава Великого) и последование с каноном в служебной Минее. По наблюдению епископа Нафанаила (Львова), это – единственные африканские святые, которым есть служба в русских Минеях. Славянский перевод пространного Жития, приписываемого Симеону Метафрасту, выполнен не позднее XI в. Он включён под 20 марта в состав старославянской Супрасльской Четьи Минеи XI в. и в Великие Минеи Четьи. В первой половине XII в. на Руси был осуществлён перевод нестишного Пролога, включающего под 10 апреля краткое Житие мучеников, под 28 октября – их память. В нестишном Прологе второй редакции, составленной на Руси не позднее конца XII в. (один из ранних списков – вторая половина XIV в.), и в Стишном Прологе, переведённом южными славянами в первой половине XIV в., краткое Житие мучеников помещено под 21 марта. Изображение Африкана как безбородого юноши, в доспехах и плаще, есть, например, на поле иконы «Распятие Христово» Леонтия Стефанова (Исторический музей, 1679 г.). Различные редакции Студийского устава: Евергетидский Типикон первой половины XII в., южноиталийская редакция Студийского устава – Мессинский Типикон 1131 г. – предписывают совершение 10 апреля службы, аналогичной службе без знака, причём последний указывает пение Аллилуии. Русские печатные Типиконы – Типикон 1610 г. и используемый ныне в Русской православной церкви – также предписывают совершение службы без знака с пением Аллилуия. Последование, помещённое в современных печатных греческих и русских Минеях, в целом не изменилось со времени введения Студийского устава и известно по описанию, данному в Евергетидском Типиконе. Последование состоит из стихир четвёртого гласа и канона четвёртого плагального, т.е. восьмого, гласа с акростихом «Множество добропобедных мучеников, спаси меня» гимнографа Иосифа, имя которого вписано в тропари девятой песни. По греческим рукописям известен ещё канон святых четвёртого гласа с акростихом «Терентий изобличил обман чудом» гимнографа Георгия, имя которого вписано в богородичны.



 
PR-CY.ru