Словарь по христианству А АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ

АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ

АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ, Алексей (1427–1479 гг.) – игумен, основатель Александрова Ошевенского монастыря, преподобный (память 20 апреля, в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых). Родился в семье зажиточного крестьянина Никифора Ошевня и Фотинии. В 19 лет ушёл в Кириллов Белозерский монастырь, где около 1452 г. принял постриг с именем Александр и получил благословение на священство. Его отец в это время переселился «от насилия земных властей» на реку Чурьегу, в окрестности Каргополя, куда звал приехать сына. Александр Ошевенский получил благословение белозерского игумена (видимо, Кассиана) на основание новой обители близ места поселения своей семьи и вместе с неким «искусным иноком» пришёл в Ошевенскую слободу. Благословение на строительство монастыря и игуменский сан Александр Ошевенский получил от Новгородского архиепископа Ионы (1459–1471 гг.). Строительство обители было омрачено конфликтом между Александром Ошевенским и его родными братьями – Амвросием и Лукианом, чьи сыновья Пётр и Никон без отцовского благословения были пострижены в монашество. Амвросий грозил разорить обитель и насильственно вернуть сына в семью. Как рассказывает Житие, этот конфликт стал причиной болезни Александра Ошевенского, от которой его исцелил Кирилл Белозерский, явившийся ему в сонном видении. Перед кончиной Александр Ошевенский предрёк братии трудные времена, ожидающие монастырь. Первоначально он был погребён по правую сторону от построенной им деревянной церкви святителя Николая. Позднее мощи преподобного находились под спудом в каменном Успенском храме Ошевенского монастыря, где с 1707 г. преподобному посвящён придел. Сведений о вскрытии мощей в советское время у исследователей не имеется. Составление Жития Александра Ошевенского началось в Ошевенском монастыре при игумене Максиме (1483–1485 гг.) по настоянию инока Леонтия, брата преподобного, который «повеле клириком писати житие преподобного Александра, понеже он ведый известно житие его и пророчествия святого вся сбывшася». Первоначальный текст Жития пропал около 1530 г., когда по дороге в Москву был убит игумен Маркел, бежавший из монастыря и захвативший с собой список Жития. В 1567 г. иеромонах Ошевенской обители Феодосий создал новое Житие, основанное на воспоминаниях племянников Александра Ошевенского Исаака и Корнилия и сообщениях монастырских старожилов. Исследователи отмечают наличие в тексте заимствований из Жития Александра Свирского, но не отрицают и оригинального характера труда Феодосия. Агиограф подробно описал ряд событий из жизни монастыря и чудеса преподобного. О себе Феодосий рассказал, как он, начав писать «душеполезную повесть о преподобном», обленился и всё «в забытии оставих». На праздник Пасхи, после вечернего богослужения, он лёг отдохнуть и во сне увидел себя в огромном храме, где был и Александр Ошевенский. В руках он держал прут, «яро възре» на Феодосия и гневно сказал: «Почто начинаешь дело выше своеа меры, а еже начал еси, что леностию не свершаеши?»

 



 
PR-CY.ru