АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ - Страница 2

Феодосий плакал и молил святого о прощении, тогда Александр Ошевенский трижды ударил его прутом. Когда Феодосий проснулся, то обнаружил, что кисть его правой руки скрючилась и «ослабела» так, что он не мог даже перекреститься. У гроба святого Феодосий молился об исцелении, каясь в том, что не верил в чудеса Александра Ошевенского, и через три недели был прощён. После случившегося Феодосий старательно описал все чудеса святого, завершив свой рассказ такими словами: «Аз же не восхоте волею послужити преподобному и абие аки неволею поработах». Чудесным образом была создана и первая икона Александра Ошевенского, существовавшая уже в 1567 г., т.к. история её появления описана Феодосием в Житии в «Чуде о явлении преподобного старцу Тимофею и о написании образа святого Александра». В «Чуде…» рассказано, как игумен Ошевенского монастыря Вассиан пригласил из города иконописца Симеона с сыном Иваном писать иконы для обители. В это время монастырскому старцу Тимофею, который «книгам не учився, но духовенъ бяше», в сонном видении явился сам Александр Ошевенский и повелел идти к игумену и сказать, чтобы писали образ на раку преподобного. Однако в монастыре не знали, как изображать Александра Ошевенского, т.к. все «самовидцы» святого уже скончались. Однажды в обитель с реки Онеги пришёл некий Никифор Филиппович, который видел Александра Ошевенского ещё при жизни. Он описал преподобного игумену и иконописцу Симеону: «Александръ бе возрастом средни человекъ, лицем сухъ, образом умиленъ, очи име влущене, брада невелика и не велми густа, власы русы в полысед». По этому описанию Симеоном был создан первый образ Александра Ошевенского, положенный на раку преподобного. Мощи Александра Ошевенского свидетельствованы епископом Вологодским Варлаамом по распоряжению Московского митрополита Антония между 1576 и 1581 гг., и тогда же по благословению епископа Варлаама было установлено местное празднование Александра Ошевенского на 20 апреля. Алексей Корепанов составил службу преподобному, а монах Герман (Тулупов) – сокращённый текст Жития для Четьих-Миней. Служба преподобному сочетает конкретность с традиционной образностью, по составу полиелейная, но имеет литию. Хотя память преподобному была включена в Устав московского Успенского собора (около 1634 г.), Александр Ошевенский не был канонизирован к общецерковному почитанию. Крестьянское происхождение и духовно-просветительская деятельность Александра Ошевенского среди земледельческого населения Каргополья обусловили особое почитание преподобного среди северных крестьян, о чём свидетельствуют распространённость икон Александра Ошевенского в Прионежском крае и сохранение в окрестностях Каргополя преданий о памятных местах, связанных с ним.

 



 
PR-CY.ru