Словарь по христианству А АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ

АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ

АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ, Ассеманиев кодекс, Ватиканское глаголическое Евангелие, Ватиканский глаголический кодекс – Евангелие-апракос краткий, старославянская рукопись западноболгарского происхождения, одна из древнейших славянских книг. Наиболее вероятна датировка Ассеманиева Евангелия первой половиной – серединой XI в., в болгарской литературе его принято датировать не позднее рубежа X–XI вв. Открытым остаётся вопрос о памяти великомученика Георгия под 26 ноября в месяцеслове Евангелия. Если она отражает киевский, а не константинопольский (освящение храма в Кипарисии) праздник, то кодекс датируется не ранее чем 1050 гг. Ассеманиево Евангелие входит в сложившийся в XIX в. так называемый старославянский канон – ограниченный круг глаголических и кириллических рукописей X–XI вв., используемых при изучении древнейшего периода истории славянского литературного языка и письма, привлекается для всех реконструкций древнейшего перевода евангельского текста, один из главных источников словарей старославянского языка. Название получило по имени своего открывателя и первого владельца – префекта папской библиотеки Иосифа Симони Ассемани (1686–1768 гг.), который нашёл рукопись в 1736 г. в одном из монастырей Иерусалима, куда она попала, как предполагают исследователи, не раньше XIV в. В Ватиканскую библиотеку Ассеманиево Евангелие поступило после смерти владельца от его племянника Стефана Эводия Ассемани (1707–1782 гг.). Рукопись введена в научный оборот Михаилом Кирилловичем Бобровским (1784/1785 – 1848 гг.), который составил в 1820 г. её описание, хотя ещё при жизни И.С. Ассемани Матвей Караман (ум. в 1771 г.) отмечал глубокую древность памятника, датируя его не позднее 1081 г. Ассеманиево Евангелие написано на пергамене, состоит из 158 листов (конец утрачен) размером 23х17,5 см. Письмо – глаголица («вполне округлая», по терминологии Игнатия (Ватрослава) Викентьевича Ягича); тип почерка, как полагают исследователи, испытал влияние «бисерных» почерков греческих рукописей. За исключением листа 41 об. – 42, 117–158, Ассеманиево Евангелие написано в два столбца. Первая страница написана монументальным уставным письмом, на листе 29 и начало листа 30 особый (несколько более поздний) почерк по смытому и частично выскобленному тексту. Рукопись содержит евангельские чтения на все дни с Пасхи до Пятидесятницы, далее на субботы и воскресения до Великой субботы, месяцеслов, 11 утренних воскресных Евангелий и указатель чтений на утренях в двунадесятые праздники (обрывается указаниями в Неделю ваий).

 



 
PR-CY.ru