Словарь по христианству А АКВИЛЕЯ

АКВИЛЕЯ

АКВИЛЕЯ – древний город в Северо-Восточной Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков реки Изонцо), центр Аквилейского патриархата. Аквилея основана в 181 г. до н.э. как колония Рима для контроля пути из Италии в Илирик между отрогами Альп и Адриатикой. В 168 г. н.э. император Марк Аврелий Антонин (161–180 гг.) сделал Аквилею главным форпостом северо-восточных рубежей Италии; постепенно город превратился в крупный морской порт и важный торговый центр Средиземноморья. В IV в. Аквилея, население которой доходило до 100 тыс. человек, называли «вторым Римом», здесь находилась одна из временных резиденций западных императоров. Город погиб в результате варварских нашествий: в 407/408 г. Аквилея была разграблена вестготами Алариха, в 452 г. жестоко опустошена гуннскими ордами Аттилы, а в 590 г. полностью разрушена лангобардами. Спасшиеся жители укрылись на островах окрестных лагун, в том числе на месте будущей Венеции. Местное предание приписывает обращение жителей Аквилеи в христианство евангелисту Марку, хотя документально история церкви в Аквилее не может быть прослежена ранее III в. Согласно традиции, Марк передал паству своему ученику св. Ермагору, акты мученичества которого датируются временем не ранее конца VI в. (правда, следы этой традиции не обнаруживаются у Руфина и Иеронима Стридонского, происходивших из этих мест). Исследователи предполагают, что предание о св. Марке появилось уже при патриархах Аквилеи для обоснования их независимости и титулатуры. Характерно, что после Ермагора епископская преемственность прерывается, и сведения о следующем предстоятеле, Иларии, относятся только к 276 г. При епископе Фортунациане (около 343 – 369 гг.) Аквилею посетил святитель Афанасий Александрийский. Епископ Валериан (369–388 гг.) провёл в Аквилее Собор против ариан (381 г.), на котором председательствовал Амвросий Медиоланский. Преемник Валериана Хроматий участвовал в споре между Иеронимом и Руфином по поводу отношения к учению Оригена, произнеся вместе с папой и другими епископами анафему на его книгу «О началах». При Валериане и Хроматии Аквилея стала авторитетным церковным центром. В этот период её церковная юрисдикция распространялась на территорию Венеции, Истрии, Северо-Западного Иллирика, восточной части Реции Второй и южной части Норика. Богослужебная традиция Аквилейской церкви имела ряд особенностей, что позволяет исследователям говорить о существовании Аквилейского обряда.

 



 
PR-CY.ru