АНТВЕРПЕНСКОЙ БОГОМАТЕРИ СОБОР - Страница 4

Особое внимание в соборе уделяется древней скульптуре, известной как Антверпенская Богоматерь (изготовлена из полихромного ореха XVI в., высота 1,80 м). Статуя сопровождается изображением четырёх евангелистов на фоне земного шара и лунного полумесяца (она уцелела в числе немногих ценностей в суровые времена иконоборчества). Существует легенда, что в далёкие времена на том месте, где теперь стоит Антверпен, возвышался замок злобного великана Друона Антигона, который обложил всю округу непосильной данью, а недоимщикам отрубал руку. Так продолжалось до тех пор, пока не явился доблестный воин Сальвий Брабо, который вызвал великана на бой, отрубил ему руку и бросил её в реку Шельду. Отсюда, как рассказывают, и произошло название города – Антверпен («Бросить руку»). С высокой часовни собора хорошо видна река и небольшой постамент в честь Сальвия Барбо. Покровительницей города издавна считалась Дева Мария, и главная святыня города (древняя статуя Мадонны) веками хранилась в маленькой часовне на городской площади. Именно эта статуя осталась единственной нетронутой во время бедствий и разграблений храма. Многие антверпенцы верят, что за своё «чудесное» спасение статуя (как и собор) обязана своей покровительнице. На этот счёт существует поверье, что до тех пор, пока статуя сохранна и находится на своём месте, город будет в безопасности. Антверпенцы безумно любят свою Мадонну и ценят превыше всего. Собор известен также активным развитием музыкальной жизни, которую начал в XV в. Один из наиболее значимых композиторов XV в. (Йоханнес Окегем) служил в 1443 г. викарием в соборе. Затем эту должность занимал другой будущий известный голландский композитор – Якоб Обрехт (с 1492 по 1497 гг.). Однако наиболее известными органистами собора были Генри Бредемерс (1493–1501 гг.), а также известный английский композитор Джон Буль (1615–1628 гг.), который бежал во Фландрию, избежав правосудия в своей стране (известно также, что он проработал органистом собора вплоть до своей смерти). Много других менее известных, но локально значимых композиторов (таких как Якобус Барбирей и Андреас Певернег) также работали в Антверпенском кафедральном соборе. Здесь есть два основных органа. Главный (Schyven-orgel) находится в соборе уже больше 130 лет. Он был приобретён на пожертвование Марии Эухении Кемпенер после её смерти 20 февраля 1878 г. (она завещала собору 150 тыс. франков). С Брюссельской фирмой Schyven Walcker & Cie 18 мая 1889 г. был подписан договор на строительство и установку органа (работы были завершены в октябре 1891 г.). Впоследствии орган был назван в честь фирмы-изготовителя (он имеет 10 м в длину и занимает три этажа, в его состав входят 90 регистров). На протяжении всего времени орган несколько раз настраивали и восстанавливали, но большинство его деталей оригинальные (в 1986 г. проводились последние крупные реставрационные работы). Для Антверпенского собора орган Schyven-orgel является одним из инструментов первого порядка. Кроме того, существует новый орган фирмы Metzler из Швейцарии (1993 г.), построенный в нео-барочном стиле. Сегодня обслуживание обоих органов ведется двумя перспективными молодыми органистами из Синт-Никласа Петером Ван де Вельде и Этьенном де Мункой. Известен также хор собора Антверпенской Богоматери, который ведёт своё летоисчисление с 1382 г. На протяжении сотен лет хор жил и развивался, не приостанавливая свою деятельность даже во время войн. С 1927 г. он существует как «Хор мальчиков Антверпенского Кафедрального Собора» или «Хор Собора Антверпенской Богоматери» (с 1971 г. он является также и взрослым хором). В 1985 г. был основан хор девочек. Хор мальчиков и хор девочек проводят песнопения вместе или попеременно, почти каждое воскресенье на мессах и регулярно дают праздничные концерты на открытом воздухе. Ежегодно в июле проходят гастроли хоров за рубежом.



 
PR-CY.ru