АНГЕРРАН де ШАРОНТОН, Картон

АНГЕРРАН де ШАРОНТОН, Картон (около 1410 – 1461 гг.) – художник провансальской школы, центром которой был Авиньон, где искусство носило строгий церковный характер. Исторические источники сохранили несколько имён Картона. Его пикардийским именем было Шарретон или Шарретье, однако когда он переехал в Прованс, имя было латинизировано, и звучало как Картон. В числе работ Ангеррана, много взявших от готической алтарной живописи, испанско-каталонской школы и итальянского искусства Проторенессанса, «Дева Милосердия» из музея Конде в Шантильи, «Коронование Богоматери» (1454 г., Вильнев-де-Авиньон), в которых сочетаются условные построения Средневековья и новая связь с природой. На основании многочисленных готических элементов его художественного почерка исследователи утверждают, что он сформировался под влиянием стиля, господствовавшего на севере Франции. Величественностью своих композиций, а также некоторыми своими образами он обязан именно скульптуре готических храмов. В годы формирования Картона в Пикардии было сильным бургундское художественное влияние, и в формировании художника сыграли роль произведения Яна ван Эйка, Роберта Кампена и Рогира Ван дер Вейдена, которые он, вне сомнения, там видел. Благодаря натурализму этих мастеров, усвоенному художником, он стал достаточно «прогрессивным» для живописи середины XV в. В произведениях Картона исследователи видят внимание к формам предметов, характерным чертам человеческих лиц, пейзажу. Однако его творчество не считается простым следованием принципам североевропейской живописи, в нём специалисты видят сильное влияние итальянских мастеров, утверждают, что манере художника свойственна определённая резкость с подчёркнутыми контрастами светотени и стремлением к упрощённости форм. Эта манера перекликается с произведениями Доменико Венециано, Паоло Уччелло и Андреа дель Кастаньо, но, вероятно, не связана с ней непосредственно, т.к., судя по тому, что Картон никогда не изображал в своих произведениях итальянских построек, принято считать, что он никогда не был в Италии. Тем не менее, итальянское искусство, процветавшее в Провансе ещё со времён Симоне Мартини и Маттео Джованетти, произвело на него сильное впечатление. Некоторые аналогии с изобразительным искусством Тосканы в творчестве художника исследователи объясняют его знакомством с картинами из коллекций флорентийских купцов, проживавших в Провансе. Кроме того, в Провансе Картон работал рядом с другим художником, который подобно ему приехал с севера, сформировался под влиянием искусства ван Эйка, и по всей видимости был родоначальником провансальской манеры «упрощённости форм» середины XV в. – Мастером «Благовещения» из Экса. Имя этого автора неизвестно, однако стилистически он тесно связан с достоверными работами Ангеррана Шаронтона. Картина «Благовещение» этого мастера, сыгравшая важную роль в формировании авиньонской школы, была создана между 1443 и 1445 гг., т.е. в то же время, когда Картон жил в Эксе. Из архивных источников исследователям известно, что он жил в Эксе уже в 1444 г., где написал алтарную картину для церкви в Тарасконе – св. Марту со святыми Лазарем и Магдалиной. В 1446 г. Картон еще находился в Арле, а с 1447 г. – в Авиньоне, где жил в доме на площади св. Петра вплоть до 1466 г., когда его имя упоминается в последний раз. Авиньон в то время перестал быть местом пребывания папской курии, однако оставался крупным культурным и торговым центром. В архивах сохранились данные о семи контрактах Картона с разными заказчиками – дворянами, богатыми горожанами, духовенством (1446–1447 гг.; 1452–1453 гг.; 1454 г.; 1461 г.; 1462–1464 гг. и 1466 г.). Эти заказы касались больших алтарей с балдахинами, а также одной хоругви для церковных процессий (1457–1458 гг.).

 



 
PR-CY.ru