АНГЕРРАН де ШАРОНТОН, Картон - Страница 2

Из всех этих работ до наших дней дошли только две, однако на основании стилистического анализа специалисты приписывают художнику ещё два произведения, авторство которых документально не подтверждено. Одним из его шедевров является картина «Коронование Богоматери». Композиция верхней её части с центральной группой симметрично расположенных крупных фигур, по сторонам которых размещены многоярусные группы святых, напоминает величественные тимпаны французских соборов. Грандиозности впечатления способствует также пейзаж нижней части, с поразительной остротой воспроизводящий характерные четкие формы провансальского ландшафта. Троица на картине представлена такой, какой она изображалась в миниатюре в готической псалтири в XIII в., в инициале к 109 псалму: «Сказал Господь Господу моему – сиди одесную Меня». Здесь изображены два одинаковых Христа, соответствующие первому и второму лицам Троицы, и третье лицо – голубь Св. Духа. Вся эта в высшей степени условная группа царит над панорамой реального Авиньона XV в. Картина, предназначенная для алтаря в церкви Сент Трините картезианского монастыря, должна была быть закончена в сентябре 1454 г. Программа произведения была очень амбициозной, на ней изображён весь христианский мир: рай со святыми и праведниками, земной мир с двумя священными городами – Римом и Иерусалимом и их святынями, и, наконец, ад. Троица, представленная в картине в виде голубя и двух совершенно одинаковых фигур, – это художественное воплощение догмата о тождестве Бога-отца и Бога-сына, утверждённого Флорентийским собором в 1439 г. Однако трактовка некоторых деталей объясняется исключительно художественными целями – разгрузить и пластически прояснить композицию. Картина хранится в Городском музее в Вильнёв-лез-Авиньон. Этот алтарь, сохранившийся в неполном виде, не упоминается ни в одном из известных документов. Неизвестно и его истинное происхождение — гербы стёрлись, а вместе с ними пропала и надежда определить личность донаторов. Колорит, моделировка, сдержанные лики, впалые глаза, тип Мадонны, руки, тонкий штриховой мазок — всё это свидетельствует в пользу авторства Картона. Костюмы также соответствуют моде второй половины 1440-х гг. Трон Мадонны, удивительно архаичный, с небольшими колоннами и тонкой позолотой, восходит к франко-фламандской миниатюре начала XV в. Исследователям стало известно, что в 1449 г. больной Монтаньяк составил завещание, в котором пожелал быть изображённым в роли донатора со святым покровителем Мадонной. Эта картина должна была находиться рядом с его гробницей в монастырской церкви. Однако после выздоровления он, по всей вероятности, отказался от проекта, и совершил паломничество в Рим и Иерусалим. «Коронование Богоматери» должно было символизировать это путешествие. В картине заметно влияние соборной скульптуры Северной Франции: точно по горизонтали, на стыке земного и подземного миров проходит полоса, которая служит перемычкой и поддерживает своеобразный тимпан с изображением Троицы. Картина близка и франко-ламандским шпалерам, на которых также часто изображались крупные стилизованные фигуры рядом с персонажами, взятыми из повседневной жизни. Стиль картины, близкий «Благовещению» Мастера из Экса, в XV в. был одним из больших стилей латинской Европы, наряду с тосканским и иберийским. Те же черты готической условности и стилизации в сочетании с острой и неожиданной наблюдательностью в деталях, французской живостью в выражениях лиц проявляется в главной, поздней работе Картона – «Оплакивании Христа» из Вильнёв-лез-Авиньон. На освященные уже двумя-тремя веками изобразительные схемы европейского Средневековья накладывается пробужденный к жизни итальянскими влияниями в южной Франции «острый галльский смысл», придающий лицам и жестам героев новую пронзительность и резкость звучания. Замечательна своей широкой и свободной композицией, а также монументальностью форм картина «Богоматерь Милосердие». На ней изображена Богоматерь, укрывающая своим плащом, т.е. прощающая и берущая под свою защиту всех людей – от папы Римского до простолюдинов. Сюжет картины известен в итальянском искусстве, по крайней мере, с начала XIV в. (сегодня она хранится в Шантийи, в музее Конде). Картина «Пьета», вероятно, исполненная между 1454 и 1456 гг., ставит Картона в ряд самых значительных европейских художников XV в. По мере изучения творчества Картона, в круг приписываемых ему произведений входит все больше миниатюр из различных манускриптов. Сегодня, исходя из стилистического анализа, специалисты приписывают ему иллюстрирование «Часослова» из Библиотеки Пирпонта Моргана, Нью-Йорк, над которым он, по всей вероятности, работал совместно с Бартелеми д’Эйком. Около 1444 г. оба художника находились в городе Экс, поэтому предполагается, что миниатюры к Часослову были созданы в это время. Далее, ему приписываются две большие миниатюры в известном «Часослове маршала Бусико» (1460-е гг.), а также пять миниатюр в «Молитвеннике Жана де Мартена» (1465–1466 гг., Париж, Национальная библиотека). Кроме этих работ специалисты сегодня приписывают кисти Картона миниатюры ещё в двух Часословах – из галереи Хантингтона (около 1450 г., Сан Марино, Калифорния), и в датируемом серединой XV в. Часослове из Намура (Намур, Библиотека семинарии).



 
PR-CY.ru