Словарь по христианству А АНДРЕА дель КАСТАНЬО

АНДРЕА дель КАСТАНЬО

АНДРЕА дель КАСТАНЬО (1423–1457 гг.) – итальянский художник флорентийской школы эпохи Раннего Возрождения (кватроченто). Настоящее имя – Андреа ди Бартолоди Барджилла, он родился в деревне Кастаньо. Когда Андреа было 8 лет, от случайного пожара сгорел его дом, в огне погиб его отец. Возможно, невольным виновником этого пожара был он сам, т.к. впоследствии на одной из своих работ изобразил себя в образе святого Юлиана Гостеприимного, кающегося в отцеубийстве. В молодости Андреа расписывал фреску Козимы Медичи (повешенного во время бунта) в Palazzo del Podesta в Венеции. Члены семейства Медичи, фактически властвовавшие во Флоренции, высоко ценили художников, были меценатами и неподдельными ценителями искусства, особенно Козимо Медичи и его внук Лоренцо Великолепный. Римские папы, герцоги, иностранные короли оспаривали друг у друга честь приглашать итальянских художников к своему двору. Но искусство не становилось придворным и не затворялось только в гуманистических кружках, а щедрой волной разливалось по жизни города-государства, отдавая себя на всеобщее обозрение и всеобщий суд. Как художник Кастаньо сформировался под влиянием мастеров флорентийской школы – Мазаччо, Донателло, Учелло. Работал, главным образом, во Флоренции и, возможно, в Риме (в 1454 г.). Флорентийская школа и во второй половине XV в. оставалась ведущей. Она была, можно сказать, лабораторией художественных идей, которые подхватывались и перерабатывались другими школами. Художники этой школы были поглощены интеллектуальными задачами, решаемыми посредством рисунка, но цвет оставался у них локальным и довольно жестким – это, скорее, раскраска, чем живопись. Они по-новому ощущали мир, а это означало по-новому его видеть. Человек, «возродившийся» к новому бытию, увидел себя не в райских эмпиреях, а на земле, и хотел освоить мир как реальную арену своих действий. Поскольку наука еще не была к этому готова, то жажда познания раньше всего вылилась в форму художественного познания, где аналитическая мысль и непосредственные эмоции не расслаиваются, а взаимопроникают. Первым каналом познания было ясное, трезвое видение, постигающее природу вещей. Наука начинала свой путь в союзе с искусством, зарождаясь как бы внутри него. Отсюда – пластичность изображения; живопись вторгается в область скульптуры и с увлечением добивается иллюзии пластического объема на плоскости. Отсюда – наукообразность и рационализм художественного метода. К своим наукообразным методам искусство Возрождения поднималось на поэтических крыльях; в пафосе познания природы вещей была сила восторга, пьянящая радость открытия. Кватроченто выдвинуло художников, которых можно назвать и исследователями, и поэтами анатомии и ракурсов. Одним из них был Андреа дель Кастаньо. Для его живописной манеры характерны энергичная, близкая к скульптурной моделировка форм, звучный колорит, напряженная выразительность поз и ракурсов, часто придающая работам драматическую остроту (росписи в церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции, 1454–1455 гг.).

 



 
PR-CY.ru