Словарь по христианству А АББАНЬЯНО Никола

АББАНЬЯНО Никола

АББАНЬЯНО Никола (1901–1990 гг.) – итальянский мыслитель, философ, профессор Туринского университета, основоположник концепции «позитивного экзистенциализма», сочетающего идеи экзистенциализма с элементами неопозитивизма. Основные сочинения, посвященные данной концепции: «Структура экзистенции» (1939 г.), «Позитивный экзистенциализм» (1948 г.), «Возможность и свобода» (1956 г.), а также ряд статей, написанных им в 1940–1950-е гг. Уже в ранних работах «Истоки иррациональной мысли» (1924 г.), «Проблема искусства» (1925 г.), «Новый английский и американский идеализм» (1928 г.) Аббаньяно приходит к отрицанию автономной диалектики мысли, предполагая действие скрытой силы, господствующей над ней. Мысль выступает у него как символ движений, противоречий, ситуаций самой жизни. Согласно его мнению, как символ не является самостоятельным, а черпает свою ценность и значение из того, что являет и выражает, так и мысль, представленная на уровне логичности, не может быть абсолютно чистой, автономной. В работе «Принципы метафизики» (1936 г.) Аббаньяно пишет: «Если сердце имеет доводы, которые не понимает разум, значит, необходимо найти разум, который использовал бы, как свои, доводы сердца». Именно экзистенциализм, по его мнению, устраняет отчужденность между мыслью и жизнью. Аббаньяно полемизирует с М. Хайдеггером, К. Ясперсом, Г. Марселем и Ж.-П. Сартром и на этой основе, а также при помощи «универсальной» формулы «возможность возможности», пытается создать оптимистический вариант экзистенциализма. Согласно Аббаньяно, индивид всегда может из различных возможностей выбрать такую, которая является основой «здорового и устойчивого существования». Он как бы снимает упреки и обвинения в адрес традиционного экзистенциализма в антиинтеллектуализме, иррационализме или идеализме, полагая, что те элементы экзистенциализма, которые дают основание для критики, в его собственной концепции превращаются в элементы положительного и конкретного анализа, без которых нельзя понять рациональности мира. Исходной посылкой учения Аббаньяно является то, что философия призвана рассматривать человека не как объект или же растворяться в его субъективности, а в проблематичности его собственного существования. Философия должна бороться за свою собственную жизнь, доказывая ее непреложную возможность, тем самым разрешая собственную проблему, но не устраняя ее. Аббаньяно отрицает божественное познание мира, т.е. полное обладание всем возможным знанием. Он различает необходимое знание, которое характеризует бесконечную мыслительную жизнь, и проблематичное – как выбор и решение проблемы существования конечного человека, которое в качестве своей нормы и высшей категории рассматривает «возможность». Таким образом, проблематичный характер отношения между философией и реальностью, т.е. «возможность», не может формироваться как незаинтересованное самопознание, как это репрезентирует феноменология. Поэтому философия не является, по его мнению, познанием или наукой. Привнося ценностный момент в существование отдельного конечного человека, а не абстрактного индивида, выступив с призывом, требующим ответственности за свое решение в выяснении отношения с миром, самим собой и другими людьми, Аббаньяно провозглашает философию экзистенцией. «Позитивный экзистенциализм», по его мнению, становится своеобразной «вечной философией» человеческого существования, которая помогает человеку понять самого себя, других людей, существующий мир. Она не сводится лишь к выработке понятий, к конструированию систем, но означает также фундаментальный выбор, решение, заботу, страдание, т.е., согласно Аббаньяно, благодаря философии человек может жить подлинной жизнью и быть самим собой.

 



 
PR-CY.ru