АББАНЬЯНО Никола - Страница 3

С точки зрения Аббаньяно, человеку нужно решиться на судьбу именно в силу временности своего существования, прикрепиться к бытию, которое находится за пределами этой временности. Но это решение относительно себя не является у Аббаньяно ницшеанским мотивом «любви к дальнему» и разрывом с «ближним», или же противопоставлением отдельного индивида толпе, остро ощущающего обезличенность своего существования (Ясперс). Выбор человека, считает Аббаньяно, вовлекает его в отношения с другими людьми, которые гарантируются нормой собственной возможности: мы понимаем других людей и даем другим способ понять нас лишь в той мере, в какой мы понимаем себя. Одновременно происходит включение человека в мир. Бытие трансцендирует экзистенцию и в то же время формирует индивидуальность человека, включает экзистенцию как свою составную часть, становясь местом встречи и общения человека с другими людьми. Принятие мира как акт самовключения в мир означает принятие чувственного опыта и выступает у Аббаньяно в форме исследования, где чувственный опыт, с одной стороны, упорядочивается и контролируется, с другой же – выступает как система объективной детерминации (взаимообусловленности). Основной характеристикой природы мира, по его мнению, является телесность, и поэтому, постигая мир, человек исследует телесность как таковую в пространстве и времени. Аббаньяно считает, что самой существенной характеристикой природы и конституции человека является время, поскольку оно раскрывает перед ним бесконечное количество возможностей. Взаимопереливы прошлого и будущего образуют историчность человеческого бытия, которая реализует одновременно человеческое Я и субстанцию экзистенции, или субстанцию существования. Историчность рождается из напряжения между текущим и преходящим временем и вечностью, которые одновременно и связаны с историчностью, и противопоставляются ей. Проблемы истории  – это не проблемы исторической реальности или исторического суждения, а проблемы существования сущего, или человека. Благодаря истории человек рождается и формируется как истинная личность. Центральное место в философии Аббаньяно занимает проблема свободы. Свобода существования имеет смысл лишь в отношении к бытию. Быть или не быть свободным – человек решает в ходе своего свободного выбора, который помогает ему стать самим собой. С точки зрения Аббаньяно, человек как существование есть органическая часть мира как тотальности. Неприятие мира есть отказ от подлинного существования, принятие же мира создает, по Аббаньяно, подлинную основу чувственности как условия телесности. Природу Аббаньяно считал объективным порядком вещей, в котором совпадают реальность и инструментальность, ибо человек взаимодействует с вещами и непосредственно, и опосредованно, при помощи техники. Настоящая техника, по Аббаньяно, представляет собой «встречу» между природой и человеком. Но если техника, по Аббаньяно, лишь инструмент воздействия человека на вещи, то искусство – это возвращение к природе, и в качестве такового оно есть история. Возвращаясь к природе, полагает Аббаньяно, человек спасает природу от времени и «встраивает» ее в историю. Искусство как возвращение к природе является подлинно свободным выбором, следовательно, в искусстве человек утверждает свою свободу. Экзистенциализм не постулирует креативной свободы, человек не является центром мира. Мир не устроен и не предопределен для целей человека, иначе бы утратился смысл человеческого существования, его проблематичность. Принятие мира в свойственном ему бытии, в его порядке – необходимое условие самореализации. Человеческая свобода, с точки зрения Аббаньяно, это реальная, ужасная свобода, поэтому экзистенциализм едва ли можно представить как философию, превозносящую человека и его судьбу, дающую полные гарантии. Тем не менее, концепция «позитивного экзистенциализма» хотя и подтверждает проблематичность человеческого существования в мире, но содержит конструктивный момент, освещая возможность отношения человека с бытием как подлинную. Тем самым «позитивный экзистенциализм» раскрывает перед человеком безграничные горизонты его возможностей, и в этом смысле «позитивный экзистенциализм» Аббаньяно считает подлинным гуманизмом.



 
PR-CY.ru