АФИНСКАЯ ШКОЛА - Страница 2

 

Постепенно платоники приходят к систематическому толкованию Платона, расширяя круг комментируемых текстов: в I в. н.э. Модерат комментирует вторую часть «Парменида», формулируя сверхбытийную природу Единого и признавая иерархию из трех единых. О том, что представляли собой комментарии к отдельным диалогам Платона в период «среднего» платонизма, можно судить только по «Анонимному комментарию к «Катету»» (первая половина II в.). Автор комментария ссылается на другие принадлежащие ему комментарии к «Федону», «Пиру» и «Тимею». Помимо этого существует ряд свидетельств о составлении комментариев, в частности, афинскими платониками II в. Так, сохранился комментарий Гелена к заключительной части «Тимея». Существовали разные школы комментаторов Платона: римская (Плотин, Порфирий, Амелий), сирийская (Ямвлих), пергамская (Юлиан, Саллюстий), александрийская и афинская. Плотин проявляет избирательный интерес к отдельным пассажам Платона («Тимей», первые две предпосылки «Парменида», миф в «Федре», речь Диотимы в «Пире» и миф 10-й книги «Государства»). Его ученик Амелий стал первым комментатором-неоплатоником, он составил ряд толкований платоновских текстов из «Тимея», «Государства», «Парменида», «Филеба» (ссылки в комментариях Прокла и Дамаския). Как толкователь Платона Амелий нашел продолжателя в Феодоре Асинском, а критика – в Ямвлихе. Другой ученик Плотина, Порфирий, составляя комментарии к совокупному тексту «Кратила», «Федона», «Софиста», «Филеба», «Парменида» и «Тимея», использует уже существующие толкования отдельных пассажей, не заботясь об их согласовании между собой. Обширная работа Порфирия по собиранию среднеплатонических комментариев сделала его основным источником сведений по этому периоду для позднейших неоплатоников (Прокла, Гермия, Олимпиодора). Наконец, Ямвлих полностью реформирует технику комментария к платоновским сочинениям и разрабатывает круг из 12-ти диалогов, составляющий полный цикл обучения в платоновской школе. Обучение делится на два этапа. Первый включает в себя 10 диалогов и состоит из следующих курсов: пропедевтика, побуждение к философии («Алкивиад I»), этика («Горгий», «Федон»), логика («Кратил», «Теэтет»), физика («Софист», «Политик»), теология («Федр», «Пир»), заключительная сводка основных проблем платоновской философии («Филеб»). Второй этап дает на более высокой ступени очерк физики («Тимей») и теологии («Парменид»). Суть реформы комментария, проведенной Ямвлихом, состояло в установлении единственной цели диалога и подчинения ей всего толкования. В отличие от Порфирия, считавшего возможным предлагать, например, этическую трактовку физического диалога («Тимея»), Ямвлих последовательно проводит единообразную (в данном случае физическую) интерпретацию текста, а математические или метафизические пассажи толкует исходя из того, что всякая низшая область может рассматриваться как образ более высокой, а более высокая – как прообраз более низкой. Ученик Ямвлиха, Феодор Асинский, критикует его, в ряде положений возвращаясь к Порфирию, и предлагает нетрадиционные толкования отдельных платоновских пассажей. В Александрии платоновские диалоги толковал Гиерокл (известно о его комментарии на «Горгия»), но до нас они не дошли. При Аммонии, сыне Гермия, в Александрии преподавался курс платоновской философии в духе афинской школы. Его толкование «Горгия» слушал Олимпиодор, он же ссылается на его сочинение, посвященное «Федону», о его комментариях к «Теэтету» упоминает и Асклепий. До нас дошли комментарии Олимпиодора к «Алкивиаду I», «Горгию», «Федону» – последние известные нам как античные комментарии текстов Платона.

 



 
PR-CY.ru