Словарь по христианству А АФИНСКАЯ ШКОЛА

АФИНСКАЯ ШКОЛА

АФИНСКАЯ ШКОЛА – направление в «среднем» платонизме I–II вв. и неоплатонизме конца IV – середины VI в., оказавшее влияние на христианство. Одним из основ преподавания в афинской школе было комментирование Платона (428/427–348/347 гг. до н.э.) – древнегреческого философа, классика философской традиции, мыслителя мирового масштаба, к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят многие направления классического философствования и европейский стиль мышления в целом. Идеи Платона, развитые его школой (Гераклид Понтийский, Евдокс Книдский, Аркесилай, Лакид Киренский, Телекл, Эвандр, Гегесий, Карнеад Киренский, Кратет Тарский, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы, Антиох Аскалонский и др.) в I в. н.э. были систематизированы (Посидоний, стоический платонизм), инспирировав оформление гностицизма, герметизма и (встретившись в учении Филона Александрийского с идеями христианства) – доникийской патристики. Очищенный от натурфилософских акцентов усилиями римских философов (Гай, Альбин, Кальвисий (Кальчен) Тавр, Апулей и (в особенности) Аммоний Саккас), платонизм конституируется как неоплатонизм (Плотин, Прокл, Порфирий, Ямвлих). Названный в неоплатонизме «божественным учителем», Платон волнует умы уже третье тысячелетие, а его учение оказалось аксиологически (ценностно) современным и содержательно значимым для философии и культуры любой эпохи. Трактаты, посвященные философии Платона, были написаны уже Апулеем, Порфирием, Цицероном, Плутархом, а статья, посвященная Платону, была включена в византийский словарь Свиды. Через неоплатонизм философия Платона легла в основу христианского Символа веры, определив тем самым магистральный вектор эволюции европейской культуры и ее основные как семантические, так и аксиологические аспекты. Парадигмальные установки платонизма можно увидеть как в рамках схоластики (официальная доктрина позднефранцисканского ордена и августианская ветвь схоластической традиции в целом), так  и в рамках мистической парадигмы богопознания (Сен-Викторская школа, Бернар Клервосский), причем идеи Платона легли в основу как ортодоксального вероучения, так и программы наиболее гонимых ересей: Шартрская школа, амальрикане и др. Первый комментарий на «Тимея», составленный Крантором, долгое время оставался единственным, вплоть до периода так называемого среднего платонизма, с которым связано начало уже не прерывавшейся до самого конца существования античной философии традиции комментирования Платона. Его комментаторы опирались на осуществленные в разное время издания его текстов. Корпус платоновских текстов, содержащий как подлинные, так и подложные сочинения, сформировался уже в 340-е гг. до н.э. в Древней Академии. Диалоги продолжали читать и изучать преемники Платона по руководству школой (Спевсапп, Ксеткрат и др., а также отделившийся от школы Аристотель – древнегреческий философ и ученый-энциклопедист; 384–322 гг. до н.э.). Они вызывали интерес не только у платоников, но и у стоиков (комментарий Посидония на «Тимея»), а также у пифагорейцев. С середины I в. до н.э. платоническая догматика развивалась вне стен Академии и даже вне Афин, – прежде всего, в Александрии, в связи с чем возникло противопоставление академиков, т.е. представителей скептической Академии, и платоников, признававших наличие платоновской догматики и необходимость положительной разработки платоновского учения.

 



 
PR-CY.ru