Словарь по христианству А АРСЕНИЙ Суханов

АРСЕНИЙ Суханов

АРСЕНИЙ Суханов – иеромонах, строитель московского Троице-Сергиева Богоявленского монастыря и келарь Троице-Сергиевой лавры. Родился, как полагают, около 1600 г. в с. Брусницыне, в семье мелкопоместного дворянина Тульской губернии Путилина Суханова. Умер в Москве 14-го августа 1668 г., погребен в Троице-Сергиевой лавре. Молодой Антон Суханов, как звали его в миру, первоначальное образование получил дома, но затем (как полагают) продолжал свое образование в одной из школ западнорусских братств. На это предположение наводит тот факт, что Арсений прекрасно владел греческим, польским и латинским языками, знал грамматику, риторику диалектику, что было уже совсем редким явлением среди тогдашнего русского общества. Благодаря своему образованию он сыграл выдающуюся роль в истории русской церкви. В начале 1649 г. в Москву прибыл иерусалимский патриарх Паисий для сбора пожертвований на украшение Гроба Господня. Он заметил в богослужении русских некоторые отступления от обрядов и чинов восточной церкви (в особенности на неправильность двуперстия в крестном знамении) и обратил на это внимание царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа. Было решено послать на Восток верного человека для изучения этого вопроса на месте. Выбор пал на старца Арсения, бывшего тогда келарем Троице-Сергиева монастыря. Вместе с Паисием и иеродиаконом Ионой 10 июня 1649 г. он отправился в Константинополь, но, не доехав туда, дважды возвращался в Москву, сначала из Ясс, а затем (8 декабря 1650 г.) с Афона и подал в посольский Приказ отчет о своем путешествии, названный им «Статейный список», к которому приложил еще «Прения о вере» (напечатаны Белокуровым в №№ 11–12 «Христианского Чтения» за 1883 г.). В нем Арсений подробно изложил сведения о своем путешествии и пространные прения о вере, какие он вел с афонскими греками. В феврале 1651 г. Арсений в третий раз отправился в путешествие на Восток через Греческий архипелаг и Средиземное море. Он побывал на Хиосе и Родосе и на других островах, посетил Египет, довольно долго пробыл в Александрии, где обсуждал многие вопросы с Александрийским патриархом Иоанникием относительно религиозных воззрений и церковных обычаев. Потом некоторое время жил в Иерусалиме, где горячо спорил с патриархом Паисием, и, побывав затем в Константинополе, в июне 1653 г. возвратился в Москву чрез Малую Азию и Кавказ. Представленный им царю и патриарху отчет он назвал «Проскинитарием» (т.е. «Поклонником»), который состоит из трех частей: рассказа о посольстве, статьи о граде Иерусалиме и чиновника (или тактикона): «Како греки церковный чин и пение содержат» (в первый раз «Проскинитарий» появился в печати, в извлечении, во II томе «Сказаний русского народа» Сахарова, а в полном виде издан в 1870 г. профессором Ивановским в Казани; в 1891 г. появилась очень обстоятельная биография Арсения). В это время в Москве началось исправление церковных книг. Появилась необходимость в как можно большем количестве древнегреческих рукописей и книг, т.к. число имевшихся в России оказалось слишком недостаточным для подобных работ. По совету Епифания Славинецкого и Арсения Грека патриарх Никон послал в 1654 г. на Афон и Восток Арсения Суханова.

 



 
PR-CY.ru