АРСЕНИЙ Суханов - Страница 2

Его снабдили «щедрою милостынею» для раздачи кому следовало, благодаря чему Арсений вывез с Афона и из других мест свыше 700 очень ценных и редких рукописей (505 с Афона и 200 из других мест), составляющих украшение московской Синодальной библиотеки. Во время последнего путешествия Арсений вывез из Иерусалима и модель большого иерусалимского храма Воскресения Христова (по поручению патриарха Никона). По образцу этой модели, хранящейся в патриаршей палате, Никон построил церковь Воскресения Христова в Новоиерусалимском монастыре. Возвратившись из этого путешествия в Троице-Сергиеву лавру в январе 1665 г., Арсений прожил еще около 2,5 лет, принимая близкое участие в деятельности московского Печатного Двора. Умер в 1668 г. В своих отчетах Арсений Суханов показывает себя мелким ритуалистом, ставящим на одну доску незначительные богослужебные обрядности и важнейшие догматы христианства,  поэтому его взгляды далеко не всегда отличаются широтой и беспристрастностью. Будучи убежденным сторонником старомосковского богослужения и противником Паисия и его приверженцев, он всегда и всюду спорит с греческим духовенством и резко его обличает. Арсений описывает испорченность восточного духовенства, его приниженность и угодливость, мрачными красками. Припоминая все «отступления» греков (например, что они в крещении не погружаются, но обливаются и покропляются, вместе с еретиками молятся и причащаются, а также не имеют православных книг, но принимают еретические и по ним «правят свое благочестие»), автор «Прений» вместе с тем почему-то считает себя вправе обвинять современных ему греков и в таком подневольном грехе: «Жен и детей их емлют турки и неволею бусурманят». Вместо того чтобы скорбеть об упадке Восточной церкви, стонавшей под тяжким турецким игом, Арсений с каким-то злорадством отмечает, что вера испортилась не у нас, а на Востоке. Вопрос о крестном знамении составляет главное содержание «Прений о вере». По словам Арсения, афонские старцы не могли привести ни одного сколько-нибудь веского довода против двуперстия. Понятно, что его сочинения дали приверженцам «старой веры» сильное оружие против новшеств Никона и получили широкое распространение в раскольничьей среде, где, впрочем, подверглись многочисленным искажениям. Именно тем обстоятельством, что в сочинениях Арсения Суханова находятся данные по вопросу, имевшему столь важное значение в XVII в.: сохранили ли греки благочестие или нет, объясняется причина, почему его сочинения в свое время и позднее пользовались особым вниманием вначале со стороны противников церковных преобразований Никона, а впоследствии и со стороны старообрядцев. «Прения о вере» (как и «Проскинитарий»), так ярко изображавшие глубокий упадок той самой греческой церкви, на пример которой опирался патриарх Никон, послужили надежной опорой сторонникам «старой веры». Впрочем, Никон не допустил их распространения в народе в первоначальном виде, и сочинения Арсения Суханова подверглись значительному сокращению. Тем не менее, «Прения» и «Проскинитарий» разошлись в огромном количестве, первые исключительно между раскольниками, а «Проскинитарий», кроме того, и среди православных.



 
PR-CY.ru