АПОСТОЛЫ - Страница 12

В VI в. появляется иконография «Причащение апостолов», где также изображены 12 апостолов. В послеиконоборческий период в византийском искусстве складывается система храмовой декорации, в которой определенное место занимают изображения апостолов. Фигуры в рост помещались в простенках барабана, в парусах – евангелисты (например, мозаики собора Св. Софии Киевской, 30-е гг. XI в.). 12 апостолов изображались на предметах литургического обихода: фигуры в рост представлены на рельефах створок дверец Большого сиона (иерусалима) новгородского Софийского собора – серебряной дарохранительницы в виде модели храма-ротонды (первая четверть XII в.) и Большого сиона Успенского собора Московского Кремля (XII в., XIII в., 1485 г.). Изображения украшают так называемый Малый саккос митрополита Фотия (XIV–XVII вв.), эмалевые дробницы с полуфигурами апостолов (8 медальонов) на епитрахили (конец XIV – начало XV в.). 12 апостолов входили в состав так называемого апостольского деисуса (икона, XII в. – монастырь великомученицы Екатерины на Синае), а также представлены в композициях «Собор двенадцати апостолов» (икона, XIV в.), «Отослание апостолов на проповедь» (Каппадокия), 900–950 гг.; церковь в Тимотесубани (Грузия), XIII в.; клеймо иконы «Похвала Богоматери с Акафистом», XIV в.). Апостольский ряд представлен в церкви Святой Троицы монастыря Сопочани (Сербия), около 1265 г. На Руси в XV–XVII вв. получил распространение вариант композиции «Собор двенадцати апостолов» в виде лозы, в верхней части которой представлен поясной деисус, а в завитках – полуфигуры апостолов (икона-таблетка, XV в.; икона, XVI в.; фреска Благовещенского собора Московского Кремля, середина XVI в.; икона, XVII в. из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры). Этот иконографический извод, имеющий сходство с композициями «Древо Иессеево» и «Лоза Христова», вошел в русские иконописные подлинники, например, Большаковский, XVIII в. 12 апостолов, среди которых главенствующее положение занимают первоверховные апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников Иисуса Христа Павел, а также евангелисты Лука и Марк, относящиеся к апостолам из числа 70-ти, изображаются в сценах евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в композициях «Успение Богоматери», «Страшный Суд», «Евхаристия». Число «12» в этих изображениях сохраняется неизменным, т.к. символизирует полноту церкви. Однако состав апостолов в этих композициях может варьироваться. Помимо 12-ти апостолов традиционны и изображения апостолов Петра и Павла, образ которых также являет собой Святую Соборную Церковь (апсида церкви святых Космы и Дамиана, 526–530 гг.; триумфальная арка церкви Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV в.), и 4-х евангелистов (саркофаг, VI в.; миниатюры Евангелия Раввулы). В миниатюрах некоторых рукописей помимо евангелистов есть соответствующие изображения апостолов перед каждым из посланий. Помимо единоличных изображений и иллюстраций евангельских эпизодов с VIII–IX вв. появляются циклы деяний и страданий апостолов. Согласно описанию Николая Месарита, еще в VI в. в купольной мозаике церкви Святых апостолов в Константинополе эпохи императора Юстиниана существовали изображения проповеди апостолов Матфея, Луки, Симона, Варфоломея и Марка. В Хлудовской Псалтири представлены 12 апостолов, проповедующие народам. Сцены страданий апостолов имеются в миниатюрах «Слов» Григория Богослова (Назианзина), в мозаиках собора церкви Сан-Марко в Венеции, после 1200 г.

 



 
PR-CY.ru