Словарь по христианству А АЛЬБИГОЙЦЫ

АЛЬБИГОЙЦЫ

АЛЬБИГОЙЦЫ – общее название представителей еретического религиозного движения, христианской секты, получившей широкое распространение в XII–XIII вв. в Западной Европе, особенно в Северной Италии и Южной Франции. Ее приверженцы в своем учении синтезировали религиозные принципы и антропологию первых христиан и мистические учения о Граале. Считается, что основатели этого направления были выходцами с Ближнего Востока и из Восточной Европы. Некоторые исследователи подтверждают связи альбигойцев с ересью богомилов (Болгария), павликиан (Кавказ), в основе учения которых также лежало христианство апостольских времен. Альбигойцы опирались на учения катаров (греч. katharos, «чистый» – от названия ранней манихейской секты, члены которой стремились очиститься, т.е. освободиться от телесности и материальности) и их более поздних последователей – вальденсов, именовались альбигойцами по названию города Альби в Тарнском департаменте (центра движения). Они выступали против католицизма, полагая, что он препятствует развитию средневековых городов, отвергали догмат о Троице, образ карающего Бога, доктрины смерти и искупления, почитание икон, креста, церковные таинства и власть папы Римского, призывали возвратиться к первоначальному христианству, вели строго нравственную и уединенную жизнь. В своих попытках решить проблему зла они следовали традиции манихейского дуализма, утверждали сосуществование двух основополагающих начал –  доброго божества (Бога Нового Завета), создавшего дух и свет, и злого божества (Бога Ветхого Завета), сотворившего материю и тьму. Хотя ангельские души, как верили альбигойцы, были созданы добрым божеством, грехопадение их привело к тому, что сатана заключил их в темницу тела. Вот почему земная жизнь есть наказание и единственный существующий ад. Однако страдание носит лишь временный характер, поскольку все души, в конце концов, спасутся. Подобно арианам, альбигойцы утверждали, что Христос – всего лишь сотворенное существо, которое никогда не обладало человеческой телесностью и в действительности не могло умереть на кресте, ведь в таком случае оно оказалось бы во власти злого начала. Искупление Христа, считали они, подает нам пример благородной жизни, высокой нравственности; но по-настоящему ему не удалось победить грех. Следуя своей традиции дуализма, альбигойцы поощряли освобождение от тела, в частности через самоубийство. Поскольку рождение детей они считали равносильным заключению их душ в темницу тела, альбигойцы настаивали на полном воздержании. В соответствии с этим они отвергали брак и деторождение. При этом сожительство рассматривалось как меньшее зло по сравнению с браком; уход же мужа или жены считались достойными похвалы. Они верили в метемпсихозу (перевоплощение душ), поэтому не употребляли мясную пищу, молоко и другие продукты питания животного происхождения. Отрицая власть церкви и государства, они апеллировали к Священному Писанию, в основном к Новому Завету, поскольку Старый Закон (Ветхий Завет) рассматривался в целом как творение дьявола. Запрещались клятвы, участие в войнах, смертная казнь. Альбигойцы проводили различие между «совершенными» и просто верующими.

 



 
PR-CY.ru