АКАКИЙ СОТНИК

АКАКИЙ СОТНИК – сотник (ум. в 303 или 304 г.), мученик Византийский (память 7 и 8 мая). Родился в Каппадокии в семье христианского священника; при императоре Максимиане был зачислен центурионом (сотником) в «Марсов легион». С началом гонений на христиан правитель Каппадокии военачальник Фирм стал убеждать Акакия отречься от Христа, но юноша, не имевший книжного образования, смог по наитию Святого Духа опровергнуть его доводы. Затем Акакий был отправлен в город Перинф (или Ираклию) во Фракии, где был заключён в темницу. Там его подвергли допросу и, привязав к четырём столбам, стали избивать суровыми жилами. Позднее вместе с другими узниками Акакий был отправлен в город Византий. По дороге Акакий изнемог от голода, тяжкого пути и побоев; на привале он помолился Христу, и голос свыше укрепил его в перенесении страданий; многие его спутники, услышав этот голос, уверовали во Христа. В пути они не раз видели, как ангелы в виде юношей в светлых одеждах беседуют с Акакием и лечат его раны. В Виза́нтии святого поместили во внутреннем отделении темницы, заковав в колодки и лишив еды и питья. Но узники через окна видели ангелов, которые освободили Акакия от оков, лечили его, поили и кормили. Проконсул провинции Европа по имени Фалькиан (Флаккин) приказал обезглавить мученика. В мартирологе Иеронима Стридонского Акакий почитается вместе с 77 его спутниками, среди которых священник Максим и диакон Анфон. В Житии святого Андрея Юродивого есть упоминание о чуде, совершённом Акакием Сотником. Сохранились акты и Жития Акакия Сотника на греческом, латинском и сирийском языках. В честь Акакия Сотника в Константинополе были названы небольшая часовня на месте его казни в Карии в Ставрионе, где первоначально хранились мощи святого, и церковь в Эптаскале, построенная, согласно преданию, императором Константином I Великим, куда мощи святого были перенесены из Ставриона, и где в XIII в. их видел русский паломник Антоний Новгородский. По западному преданию, во времена иконоборчества мощи были брошены в море и чудесным образом обретены в городе Сцилляция (в Калабрии, Южная Италия), откуда частицы их перенесены в Авилу и Куэнку (Испания). Краткое Житие святого переведено на славянский язык в XII в. в составе «Пролога» Константина Мокисийского. В первой половине XIV в. оно было вновь переведено (как полагают исследователи, сербами на Афоне) в составе «Стишного Пролога» и при служебных Минеях (в XVI в. Жития святых включены под 7 и 8 мая в Великие Минеи Четьи).

 



 
PR-CY.ru