АГИОГРАФИЯ - Страница 3

Наиболее громкое имя среди древнерусских составителей житий святых имел Пахомий Логофет, являвшийся в то время официальным агиографом и творцом богослужебных текстов. Он дополнил житие преподобного Сергия Радонежского описанием чудес, совершившихся после обретения его мощей, после чего оно больше никем не дополнялось. Пахомием также были написаны жития святых Никона Радонежского, Варлаама Хутынского, новгородских епископов Моисея и Иоанна, черниговского князя Михаила и боярина его Феодора и других святых. Во второй половине XVI в. началась эпоха русской агиографии, связанная с именем митрополита Московского Макария, с канонизацией святых на Соборах 1547 и 1549 гг. и составлением Макариевских Великих четьих миней. Митрополитом Макарием и его сотрудниками были дополнены уже имевшиеся жития святых – русских, православного Востока, Неразделенной церкви. Громадную работу по систематизации житий святых, почитаемых Русской православной церковью, проделал митрополит Ростовский Димитрий в конце XVII в. Выдающимся агиографом XIX в. был архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский). Он впервые использовал в житиях святых  архивные материалы, относящиеся к русским святым. В 1876 г. был издан труд архимандрита Сергия (Спасского), оказавший влияние на все последующие исследования в русской агиологии – «Полный месяцеслов Востока», в котором содержится подробный разбор агиографических источников всего православного Востока. В XX в. процесс составления житий святых продолжился и в Восточной, и в Западной церквах. Как правило, это были жития, написанные для канонизации святых, вместе с другими необходимыми документами они направляются для утверждения священноначалием. В начале XX в. были канонизированы такие святые, как Серафим Саровский, Иоасаф Белгородский, в конце XX в. в Русской православной церкви были канонизированы мученики, пострадавшие во время гонений на церковь, в 1988 г. – Андрей Рублев, князь Димитрий Донской, в 1991 г. – Иоанн Кронштадтский. Католическая церковь канонизировала таких российских мучеников, как Рафаил Калиновский, Леонид Федоров и др. В начале XX в. при подготовке русского перевода  Четьих миней некоторые из членов комиссии при Святейшем синоде высказывались за исключение описаний некоторых чудес из житий святых, ставя под сомнение их достоверность. Но еще В.О. Ключевский отмечал, что большей погрешностью против исторической правды будет изменение того, что прошло через века и включено в древнюю христианскую письменность. Это было принято во внимание. Позиция православной церкви по данному вопросу не изменилась. В католической церкви после второго Ватиканского собора жития некоторых святых пересматриваются, из них исключаются неточности, накопившиеся за долгие века истории церкви, верующим предлагается ознакомиться и с новыми вариантами житий.



 
PR-CY.ru