АНТОНИОНИ Микеланджело - Страница 2

В настоящее время этот фильм считается едва ли не вершиной творчества Микеланджело Антониони, его последним большим высказыванием, а в своё время он прошёл почти незамеченным. Во второй половине 1970 гг. Микеланджело Антониони и Тонино Гуэрра обсуждали с Госкино СССР возможность съёмок полнометражного фильма-сказки «Бумажный змей» на территории одной из советских среднеазиатских республик, скорее всего, в Узбекистане. Они приезжали для выбора натуры, однако в результате проект остался неосуществлённым. Микеланджело Антониони было не суждено повторить фестивальные триумфы 1960 гг. В 1985 г. у режиссёра случился инсульт. Он остался немым и частично парализованным до конца жизни. Тем не менее, при помощи немца Вима Вендерса ему удалось снять в 1995 г. последний полнометражный фильм – «За облаками». О влиянии Микеланджело Антониони на своё творчество открыто говорят, помимо Вима Вендерса, американец Джим Джармуш и венгр Бела Тарр. Микеланджело Антониони скончался в возрасте 94 лет 30 июля 2007 г., в один день с другим титаном мирового кино – Ингмаром Бергманом. Место Микеланджело Антониони в истории кинематографа рядом с Аленом Рене. Эти два режиссёра заставили публику, привыкшую видеть в кино средство эскапизма, повернуться лицом к неуверенности и непредсказуемости современной жизни. Микеланджело Антониони озвучил едва ли не главное ощущение нашего времени – что тот мир, который мы были в состоянии понять, мир бескрайних горизонтов и возможностей, уже не существует. Он опровергает условности классического повествовательного кино. Зритель его фильмов, уходя из кинотеатра, не может быть уверен в том, что понимает значение показанных событий: что именно происходило на экране и почему. Умберто Эко в начале 1960 гг. приводил «Приключение» в качестве эталона современного произведения, открытого для бесчисленных интерпретаций. Как писал Ролан Барт, Микеланджело Антониони балансирует на лезвии бритвы – он не навязывает зрителю смыслы, но в то же время и не отменяет их существование. В своих классических фильмах, продолжает Ролан Барт, Микеланджело Антониони оставляет путь к интерпретации свободным. Он не предлагает «ключей» для однозначной расшифровки заложенных в фильме смыслов, ибо объективная истина для него не существует. Джонатан Розенбаум, говоря о фильме «Профессия: репортёр», охарактеризовал кинематограф Микеланджело Антониони следующим образом: «Задача репортёра, как и режиссёра, – задавать вопросы, а не давать ответы. По отношению к так называемой объективной реальности он агностик. Это кинематограф неопределённости». Ему вторит Сергей Валентинович Кудрявцев: у Микеланджело Антониони «отнюдь не люди виноваты в непонимании друг друга, а сама реальность непостижима, неидентифицируема». Идеолог «нового романа» Ален Роб-Грийе считал Микеланджело Антониони самым современным из режиссёров: «В фильме Хичкока осмысление того, что показано на экране, постоянно откладывается, но под конец фильма понимаешь всё. У Антониони как раз наоборот. Его образы ничего не скрывают. Мы видим всё чётко, но значение образов всё время ускользает от нас и по мере просмотра фильм становится всё более загадочным. Когда публика покидает кинозал, фильм остаётся открытым. Это важнейшая характеристика современного искусства».

 



 
PR-CY.ru