АНТОНИОНИ Микеланджело

АНТОНИОНИ Микеланджело (1912–2007 гг.) – итальянский кинорежиссёр и сценарист, классик европейского авторского кино, которого называли «поэтом отчуждения и некоммуникабельности». В центре его внимания – рассмотренные под углом философии экзистенциализма проблемы современного общества: духовное омертвение, эмоциональная усталость, одиночество людей. Микеланджело Антониони родился в городе Феррара в регионе Эмилия-Романья. Окончил Высшую школу экономики и коммерции в Болонье, одновременно рисовал, а также писал критические статьи для местной газеты. В 1939 г. приехал в Рим, сотрудничал с журналами «Cinema» и «Bianco e Nero», став одним из теоретиков неореализма, учился режиссёрскому мастерству в киношколе. В 1942 г. стажировался у француза Марселя Карне на съёмках фильма «Вечерние посетители». Режиссёрским дебютом Микеланджело Антониони стала документальная картина «Люди с реки По», а первый его игровой фильм «Хроника одной любви» вышел в 1950 г. Затем он снял ещё несколько картин, которые принесли ему известность на родине, – «Дама без камелий», «Подруги», «Крик». Всемирное признание пришло к нему в начале 1960 гг., после «трилогии отчуждения». Этим термином исследователи объединяют фильмы «Приключение», «Ночь», «Затмение», в которых играла муза Микеланджело Антониони тех лет Моника Витти. Все картины трилогии связаны стилистически и тематически: в чёрно-белых пейзажах и полупустынных интерьерах разыгрываются судьбы красивых людей (Марчелло Мастояни, Ален Делон, Леа Массари, Жанна Моро), не способных ни сформировать долговечные отношения друг с другом, ни разобраться, в чём же состоит их предназначение в этой жизни. Фильм «Красная пустыня» (1964 г.), получивший главный приз Венецианского кинофестиваля, содержательно примыкает к «трилогии отчуждения». Это – первый цветной фильм Микеланджело Антониони. К работе с цветом он подошёл очень ответственно, трактуя пейзажи и интерьеры как усложнённые архитектурно-красочные фактуры, напоминающие полотна Фернана Леже. Чтобы добиться желаемого эффекта, он даже искусственно подкрашивал траву, деревья и реки. Международный успех последних четырёх фильмов побудил Микеланджело Антониони принять предложение поработать для англоязычной молодёжной аудитории. Свой следующий фильм («Фотоувеличение») он снимал в Великобритании с англоязычными актёрами. Несмотря на отвлечённость философской проблематики, картина была воспринята публикой как заявка на детектив, имела успех в прокате и удостоилась главного приза на Каннском кинофестивале – «Золотой пальмовой ветви». Начиная с 1970 гг. в работах Микеланджело Антониони нарастал автобиографический элемент, что даже специалисты по его творчеству считали недостатком. Англоязычную трилогию продолжили ленты «Забриски-пойнт» (1970 г.) и «профессия: репортёр» (1975 г.). «Забриски-пойнт» стал первым за десять лет фильмом Микеланджело Антониони, который провалился в прокате и разочаровал кинокритиков, хотя впоследствии фильм стал культовым, прежде всего, из-за написанного Pink Floyd саундтрека. В разгар «культурной революции» Микеланджело Антониони посетил маоистский Китай, чтобы снять трёхчасовой документальный фильм о происходящих там событиях. Он попытался преодолеть творческий кризис, сняв Джека Николсона в единственной полнометражной художественной картине за всё десятилетие – «Профессия: репортёр».

 



 
PR-CY.ru