АЛИПИЙ СТОЛПНИК - Страница 2

По принятому в настоящее время в РПЦ Типикону Алипию Столпнику положена служба с «Аллилуия» или без знака, по Типиконам греческих церквей служба без знака двух святых – Алипия Столпника и Никона Метаноита. Служба Алипия Столпника, зафиксированная во многих Минеях студийского типа (например, Российской национальной библиотеки, XII в.), совершается в современной богослужебной практике русских и греческих церквей. Канон (пятого гласа) Алипию Столпнику с акростихом «Радуяся похваляю Алипиевы болезни» составлен св. Иосифом Песнописцем (ум. в 886 г.); дополнения к нему по рукописям, хранящимся в Венской национальной библиотеке, изданы Христофором Ханником. О популярности этого святого в Византии свидетельствует большое число сохранившихся в греческих рукописях христианского Востока, не вошедших в печатную Минею канонов Алипию Столпнику гимнографов Киприана (XI–XII вв.), Иосифа (XI в., XIV в.), Леонтия (1539 г.), Феофана (XI в.) и три анонимных (XI, XIV, XI–XII вв., 1260 г.). В византийском и древнерусском искусстве Алипий Столпник обычно изображался седобородым старцем в монашеских одеждах, на столпе-колонне с резной капителью, с поднятыми в молении руками: в Минологии Василия II (976–1025 гг.); на фреске капеллы 7 в Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), X в.; на миниатюре Минология на ноябрь (1055–1056 гг.); в минологии Служебного Евангелия третьей четверти XI в.; на минейной иконе (гексаптих из монастыря великомученицы Екатерины на Синае), конца XI – начала XII вв.; в Минологии XII в. монастыря Дохиар на Афоне; в рукописи Житий и мучений святых из Великой лавры на Афоне, XII в. (вместе со святителем Амфилохием Иконийским); в Минологии 1327–1340 гг.; в настенных минологиях нартекса церкви Вознесения монастыря Дечаны ( Косово и Метохия), 1348–1350 гг., и церкви великомученика Димитрия Маркова монастыря (Македония), около 1376 г.; в греко-грузинской рукописи (Российская национальная библиотека, XV в.); в росписи церкви Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Новгороде, конец 1460 – начало 1470 гг., – со свитком в левой руке; на русской минейной иконе, начало XVII в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии); на греческой иконе письма Константиноса Контариниса, 1716 г. (собрание С. Амберг-Герцога. Швеция); на русской гравированной минее работы Григория Павловича Тепчегорского, 1722 г. (Российская национальная библиотека). Образ Алипия Столпника нередко помещался в ряду изображений столпников, например, в Лондонской Псалтири, 1066 г., между преподобными Симеоном и Даниилом Столпниками; в росписи церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг., – образы Алипия Столпника и Даниила Столпника; на фреске Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII в., об Алипии Столпнике сказано: «Старец с длинною бородою». В Строгановском иконописном подлиннике, последняя треть XVIII в., помещено изображение святого на столпе, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, причём отмечено: «Сед, ряска санкир з белилом». В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., Алипий Столпник описан: «Сед, аки Иоанн Богослов, риза преподобническая, испод санкирь с белилом, неции же пишут его на столпе».



 
PR-CY.ru