АЛИПИЙ СТОЛПНИК

АЛИПИЙ СТОЛПНИК (ум. в VII в.) – преподобный (память 26 ноября). Происходил из пафлагонского города Адрианополя, прославился в правление императора Ираклия (610–641 гг.). Воспитанный матерью в благочестии, Алипий Столпник с юных лет посвятил жизнь церковному служению; местный епископ Феодор рукоположил его во диакона и назначил экономом. Возжелав уединённой жизни, юноша отправился на Восток, но был возвращён земляками. Алипий Столпник поселился в пещере в окрестностях родного города, очистив это место от злых духов. Однажды, сопровождая епископа в Константинополь, Алипий Столпник остановился в Халкидоне, где ему явилась мученица Евфимия, в честь которой преподобный после возвращения в свою пустынь основал храм. Когда после этого на него ополчились бесы, он взошёл на столп и провёл там 53 года. Рядом возникли мужская и женская обители; в последней подвизались мать и сестра Алипия Столпника. Преподобный прославился чудесами: над его головой являлся огненный столп – знамение небесной славы; святой исцелял больных, изгонял бесов, предрекал будущее. Последние 14 лет жизни он по причине болезни провёл лёжа на одном боку. После преставления Алипия Столпника множество людей исцелилось у его мощей. В Константинополе память Алипия Столпника совершалась в монастыре его имени рядом с Ипподромом. Сохранились два Жития Алипия Столпника: древнее, написанное одним из его учеников, и обработка Симеона Метафраста. Римский мартиролог и Константинопольский синаксарь упоминают 26 ноября св. Стилиана Адрианопольского, «отшельника из Пафлагонии», которого исследователи готовы отождествить с Алипием Столпником, чья память отмечается в тот же день. Краткое житие Алипия Столпника помещено в составе первой и второй редакций Пролога (древнейший список – Российская национальная библиотека (конец XII – начало XIII вв.). В XVI в. Житие Алипия Столпника, написанное Симеоном Метафрастом, вошло под 26 ноября в Великие Минеи Четьи. Алипий Столпник упоминается в Месяцесловах Типикона Великой церкви IX–Х в., Стишного Пролога XI в., сочинённого константинопольским поэтом Христофором Митилинским, и во многих других греческих и славянских литургических источниках. В разные времена и в различных богослужебных традициях варьировался состав памятей, приходящихся на этот день, и тип службы. Согласно некоторым константинопольским редакциям Студийского устава – Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (Исторический музей, XII в.) и Евергетидскому Типикону первой половины XII в. – 26 ноября отмечалась память двух святых – священномученика Меркурия и Алипия Столпника, совершалась служба с «Аллилуия»; на утрене по Студийско-Алексиевскому уставу читали Житие Алипия Столпника, а по Евергетидскому – обоих святых. В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем собой италийскую редакцию Студийского, обозначена служба с «Аллилуия» только Алипию Столпнику и чтение его Жития. В ранних списках Иерусалимского устава (например, XII в.) указана служба с «Аллилуия» Алипию Столпнику. Русский первопечатный Типикон 1610 г. предписывал в тех случаях, когда 26 ноября попадало на понедельник, среду или пятницу, петь службу с «Аллилуия»; в других случаях – службу двух святых без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова) – Алипия Столпника и великомученика Георгия Победоносца (в память освящения одноимённой церкви в Киеве).

 



 
PR-CY.ru